Содержание
-
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога
Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Сказка» “Профессиональное развитие - это всегда «приобретение и потери, а значит становление профессионала — не только совершенствование, но и потери» (Зеер Э.Ф.)”
-
Профессиональная деформация– это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.
-
Стадии профессиональной деформации педагога(К.Маслач)
1.Эмоциональное истощение — это снижение эмоционального фона. 2.Деперсонализация — этоциничное отношение к труду и объектам своего труда. 3.Редукция личных достижений — это утрата профессиональных ценностей.
-
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение
-
1.Фаза напряжения
Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств” Симптом “неудовлетворенности собой“ Симптом “загнанности в клетку” Симптом “тревоги и депрессии”
-
2. Фаза “резистенции”
Симптом “неадекватного избирательного эмоционального реагирования” Симптом “эмоционально – нравственный дезориентации” Симптом “расширения сферы экономии эмоций” Симптом “ редукции профессиональных обязанностей“
-
3.Фаза“истощения”
Симптом “эмоционального дефицита” Симптом «эмоциональной отстранённости» Симптом «личностной отстранённости, или деперсонализации» Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»
-
Группы факторов «эмоционального выгорания»
Внешние факторы: специфика профессиональной педагогической деятельности; организационный фактор. Внутренние факторы: коммуникативный фактор; ролевой и личностный фактор (индивидуальный).
-
Этапы психологической профилактикипрофессиональной деформации педагогов
1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива
-
2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения
-
3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов . Организация работы творческих групп. Гештальт - супервизия Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»
-
Рекомендации педагогамдля профилактики и устранения "выгорания"
Эмоциональное общение. Использование "тайм-аутов". Овладение умениями и навыками саморегуляции. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Избегание ненужной конкуренции. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Поддержание хорошей спортивной формы.
-
Информационные ресурсы
Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. - № 5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http:/www.5ballov.ru/referats/preview/72429/6
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.