Содержание
-
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»В.А. Сухомлинский
Буряк Екатерина Валерьевнавоспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 24 «Сказка» города Тамбова Формирование элементарных математических представлений у дошкольников на основе использования занимательного материала
-
Актуальность:
Социальные изменения в России потребовали реформы образования. Основным ее направлением стала гуманизация. Причины для беспокойства действительно есть. Ускорение темпов обучения детей дошкольного возраста методами, переносимыми из практики школьного образования, действительно чревато перегрузками и эмоциональным недоразвитием ребенка. На первом месте как наиболее опасное в этом отношении стоит обучение математике. Ребенок познает мир с помощью органов чувств, и познание неразрывно связано в его опыте с восхищением, информацией – с эмоциями. И если выполняются эти простые, но очень важные законы, познание приносит ребенку пользу и радость, а не ведет к угасанию живого восприятия мира, эмоциональности, нервно-психическим перегрузкам.
-
ЦЕЛЬ: Создание системы работы по формированию математических представлений, познавательной активности и мышления на основе использования занимательного математического материала Задачи: 1. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом. 2. Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей и т.д. 3. Развитие внимания, памяти, креативности, вариативности мышления и воображения.
-
Гипотеза
Умелое применение занимательного математического материала в процессе обучения поможет активизировать мыслительную деятельность, формировать элементарные математические представления, развивать самостоятельность, формировать активную позицию ребенка в учении. Развивающие игры и игровые упражнения, задания помогут развить логическое мышление, воображение и сообразительность ребенка, привьют интерес к творческой деятельности.
-
База проведения
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 24 «Сказка» Участники проект: Воспитанники группы Воспитатели Специалисты Родители СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 2014 – 2015 учебный год
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-
Этапы проведения проекта:I ЭТАП – поисково-констатирующий (сентябрь 2014 г)
Изучение научно-педагогической литературы в области исследуемой проблемы Изучение и внедрение в практику развивающих технологий обучения, основанных на личностно-ориентированном подходе к ребенку Изучение технологий сохранения и укрепления здоровья детей для внедрения их в практику Изучение индивидуальных особенностей воспитанников группы Подготовка инструментария к проведению мониторингового исследования Проведение первичного диагностического исследования математических представлений детей старшего дошкольного возраста Разработка перспективного плана по формированию и развитию у детей старшего дошкольного возраста ЭМП Приобретение и изготовление демонстрационного и раздаточного материала для совместной деятельности с детьми
-
противоречия
Новые потребности к уровню оказания образовательных услуг Новые требования к организации развивающей среды Авторитарный подход взрослых к организации процесса обучения Традиционная форма обучения математике Недостаточный уровень профес- сиональной компетенции отдельных педагогов Существующие условия Актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста Новые требования к организации образовательной деятельности
-
Условия решения проблем и противоречий
Обновление педагогического процесса; Создание условий для овладения детьми основами ЗУН в области математики; Реализация совместной деятельности взрослого и ребенка на партнерских взаимоотношениях; Целесообразный отбор учебного материала, форм и методов обучения, воспитания в соответствии с возрастными особенностями; Сочетание коллективной и индивидуальной работы детей; Дифференцированный подход к детям; Учет психологических особенностей и возможностей каждого ребенка; Систематизация работы на основе планов, диагностического материала, комплексов занятий, игр и др. Организация их самостоятельной поисковой деятельности; Творческое отношение воспитателя к занимательному математическому материалу
-
Ii ЭТАП – Формирующий (октябрь 2014 г.– апрель 2015 г.)
Внедрение в практику разработок по учебно-методическому комплекту «Моя математика»; Использование занимательного математического материала, демонстрационного и раздаточного материала; Проведение нетрадиционных форм консультаций и собраний для родителей; Проведение консультаций, мастер-класса для воспитателей; Наблюдение за продуктивной деятельностью детей в процессе работы
-
Использование технологии личностно-ориентированного общения (индивидуальный и дифференцированный подход) Внедрение развивающих технологий в работу по реализации проекта: проблемно-поисковый метод моделирование продуктивное взаимодействие игровые приемы Внедрение оздоровительных технологий (физкультминутки, разные виды гимнастик, релаксация)
-
Принципы организации образовательного процесса
Принцип дифференцированного подхода Принцип психологической комфортности Принцип деятельности Принцип интеграции Принцип доминирования интересов Принцип творчества Принцип целостного представления о мире
-
Формы организации деятельности фронтальные подгрупповые индивидуальные кружковая работа досуговая деятельность Игровые Тематичес кие Комплексные Интегрированные Сюжетно-ролевые Проблемно-поисковые Задания Упражнения Коррекционно-развивающая работа Творческая работа Игры-соревнования Олимпиады Игры-соревнования Работа с родителями Формирование ЭМП; развитие воображения, мышления, анализа, синтеза, самостоятельной творческой активности
-
Предметно-развивающая среда
Принципы: Полифункциональности Трансформируемости Вариативности
-
Занимательный математический материал
-
Формы представления занимательного материала
Совместная игра воспитателя с ребенком Самостоятельная деятельность детей Математические праздники и развлечения Образовательная деятельность (в соответствии с учебным расписанием) Чтение математических сказок Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок
-
Формы взаимодействия с семьей
Индивидуальная «беседа-встреча»; Консультирование; Коллективное сотрудничество; Анкетирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка; Осуществление взаимодействия родителей и специалистов МДОУ; Совместная досуговая деятельность; Физкультурно-оздоровительная работа; Презентация достижений.
-
Iii этап –аналитический(май 2015 г.)
Итоговая диагностика воспитанников Анализ организации образовательного процесса Представление документации и материалов по проекту, презентации итогов работы Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми Определение перспективы дальнейшего развития проекта
-
Сравнительный анализ диагностических данных по математическому развитию
-
Уровень развития игровых навыков у детей
-
результативность
Разработан методический пакет (перспективный план, конспекты занятий, дидактический материал, рекомендации для педагогов и родителей); Изготовлен демонстрационный и раздаточный материал для образовательной деятельности и индивидуальной работы; Создана предметно-развивающая среда При проведении диагностики по формированию и развитию математических представлений дети показали хорошие результаты: увеличился объем памяти и внимания, уровень ЗУН значительно повысился Проведены семинар и консультаций для родителей. Повысилась активность родителей в участии воспитательного процесса детей
-
выводЫ:
Применение занимательного математического материала в процессе обучения помогает активизировать мыслительную деятельность, формировать элементарные математические представления, развивать самостоятельность, формировать активную позицию ребенка в учении. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и занимательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.
-
Распространение опыта
Обобщен опыт на уровне МБДОУ; Участие в МО; Мастер-класс для педагогов; Показ интегрированной образовательной деятельности в рамках «Марафона педагогических идей»; Участие в интернет - форумах: ТОИПКРО, OpenClass, NS портал; Участие в научно-практических конференциях: публикациистатей.
-
Перспектива завтрашнего дня
Продолжить работу по намеченной цели Продолжить усовершенствование предметно-развивающей среды Продолжить работу по созданию оптимальных условий для индивидуализации коррекционно- педагогического процесса Всемерно способствовать самовыражению, накоплению опыта творческой деятельности через участие детей в математических конкурсах, викторинах
-
Информационные ресурсы
Ерофеева Т. И. Математическое образование и развитие дошкольников. – М., 1997 «Методические подходы к организации и проведению занятий по математике» – Ребенок в детском саду №2, 2007 Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. – М., 2005 Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008 УМК «Моя математика» С.А. Козлова, М.А. Корепанова, О.В. Пронина. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – Санкт-Петербург: Детсво-Пресс, 2001 Носова Е. Н. , Непомнящая Р. Н. Логика и математика у дошкольников. - Санкт-Петербург: Детсво-Пресс, 2002 Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - Санкт-Петербург: Детсво-Пресс, 2004 Интернет-ресурсы www.doshkolnik.ru www.detsad-kitti.ru www.openclass.ru www.festival.1September.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.