Содержание
-
«Формирующее оценивание как педагогический инструмент реализации системно - деятельностного подхода»
-
Система оценки
• Закон Российской Федерации «Об Образовании» возлагает ответственность за организацию и проведение оценивания в классе на школу. Образовательное учреждение осуществляет контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с его уставом. • В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.
-
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
-
Базовые принципы оценивания
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику; 2. Оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям; 3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно; 4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке
-
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Формирующее оцениваниепонимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.
-
Последовательности шагов технологии формирующего оценивания.
Шаг 1 Запланировать достижения образовательных результатов по темам. Для этого необходимо определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса и проанализировать, как дети достигают краткосрочных образовательных целей и результатов обучения в соответствии с программой.
-
Шаг 2
Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов. Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
-
Шаг 3
Сформулировать задачи урока как последовательность шагов. При этом учителю необходимо: сохраняя оптимальный уровень трудности, обеспечить ученику достижение успеха и регулярную мотивацию; сделать так, чтобы задачи, которые вы ставите, пробуждали любознательность и интересы ребенка; принять участие и при необходимости помочь ребенку в решении предложенной задачи.
-
Шаг 4
Определить критерии оценивания. К этой задаче важно подключать учеников. Тогда они будут понимать, чего от них ждет учитель, и смогут внести свой вклад, варьируя критерии так, чтобы сделать их еще более понятными и эффективными.
-
Шаг 5
Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями. Исходя из образовательных потребностей учеников выбирают инструменты и методы оценивания. Это могут быть критериальные таблицы, то есть система критериев оценки, листы самооценки, листы взаимооценки, недельные отчеты и др.
-
Шаг 6
Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — учитель. Формирующее оценивание предполагает самооценку ребенка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс. Рефлексируя над работами одноклассников, выступая в роли экспертов и советников, дети глубже понимают необходимость и роль оценивания. Кроме того, это дополнительная возможность сравнить собственное понимание с мнением сверстников, а еще — проявить самостоятельность. Не забывайте отслеживать, улучшает ливзаимооценивание результаты учеников и взаимодействие между ними.
-
Шаг 7
Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений. Благодаря тому, что учитель и ученик вместе оценивают результаты обучения с целью выработать общие подходы, между ними повышается уровень доверия. Кроме того, подобная совместная деятельность позволяет распределить ответственность за результаты обучения.
-
Шаг 8
Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели. Это, во-первых, поможет определить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и восполнить пробелы. Во-вторых, важно поделиться результатами проведенного анализа с учениками — это еще один способ вовлечь детей в осмысление учебного процесса. Важно, применяя критериальное и формирующее оценивание, постепенно сокращать объем поддержки со стороны учителя. В итоге ученик примет полную ответственность за собственное обучение.
-
Шаг 9
Скорректировать образовательный маршрут. С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
-
Введение новых оценочных инструментов позволяет обеспечить:
преемственность в системе оценивания начальной школы (безотметочная система обучения) и основной школы; повышение квалификации учителей через организацию взаимопосещения и экспертизу уроков самоконтроля и самооценки учителями 5-9 классов и начальной школы, встреч учителей разных уровней обучения с целью обмена опытом.
-
Внедрение и применение новых оценочных инструментов
диагностическую(каждая крупная тема должна начинаться с диагностических работ, чтобы можно было оценить стартовые возможности детей); стимулирующую(стимулирования познавательной деятельности учащихся); контролирующую (прозрачность оценивания через критериальное оценивание).
-
Формирующее оценивание
Методики: критериальноесамооценивание: позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь критериальноевзаимооценивание: чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. Учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
-
Состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно – следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе. Методики: карта понятий
-
Методики: составление тестов Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
-
Таким образом, формирующее оценивание ориентировано на конкретного ученика, призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.