Содержание
-
Инклюзивноеобразование
Подготовила: Юсупова Г.А., учитель истории и обществознания
-
Цель
создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.
-
Задачи
включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие ; организация условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие инвалидности, для реализации личностного и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития детей; принятие педагогами детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития; создание условий на основе психолого-педагогических приёмов, ориентированных на потребности детей.
-
Инклюзивноеобразование
- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями С. Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент
-
Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка Ульф Янсон
-
один из процессов трансформации общего, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум Википедия, электронная энциклопедия
-
– это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Алехина С.В.
-
Инклюзивное образование
от англ. Inclusion – «включение» — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
-
Международные правовые документы
Саламанкская Декларация лиц с особыми потребностями (1994 г.) Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) Конвенция ООН о правах ребенка
-
Федеральные документы
Конституция Российской Федерации; Закон РФ «Об образовании»; Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф; Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
-
Международный опыт
-
США
Предлагается три основных подхода: «основное направление», «инициатива массового образования» «включение»
-
«Основное направление» предполагает помещение детей с отклонениями в развитии в классы массовых школ. «Инициатива массового образования» предлагает фундаментальные изменения условийобразования учащихся с отклонениями в развитии Модель «включения» состоит в том, чтобы включать в общеобразовательный процесс по месту жительства всех детей, независимо от типа нарушения и степени его выраженности.
-
Германия
В Германии существуют три модели подготовки учителей. 1. В некоторых землях остается старая модель, при которой курсы обучения специальных педагогов и предметников традиционно независимы друг от друга.
-
2. Есть два университета, где сначала дается основная подготовка, в процессе которой изучаются вопросы, связанные как с общей, так и с коррекционной педагогикой и психологией, а уже потом начинается специализация по предметам
-
3. Имеется смешанная модель подготовки, которая осуществляется во всех прочих педагогических университетах. Там для студентов (независимо от дисциплины, которую в дальнейшем они собираются преподавать) вводится специальный обязательный предмет, подразумевающий подготовку в русле инклюзивного подхода
-
Франция
Во Франции принималось много законов по правам инвалидов, но закон от 11 февраля 2005 года называют революционным, так как он впервые содержал всю нормативно-правовую базу для создания независимой жизни детей с ограниченными возможностями. По этому закону были созданы специальные государственные учреждения MDPH, "Дома для людей с ограниченными возможностями", в которых управляют, распределяют и координируют человеческие ресурсы с момента рождения ребенка-инвалида до обретения им полной независимости.
-
Япония(Отношение к инвалидам в японской системе образования)
1. Только родители (или те, кто отвечают за ребёнка) могут выбирать, будет ли ребёнок с особыми потребностями учиться в обычной школе или в специализированной. 2. Обычные школы обязаны сделать всё необходимое, т. е. даже для детей, привязанных к постели и на искусственном дыхании, школа должна предоставить возможность учиться в классе, соответствующем их возрасту. 3. Для этого, в случае необходимости, школа делает: лифты, подъезды для инвалидных колясок и т. д., т. е. обеспечивает всю инфраструктуру.
-
4. Если ребёнок не может посещать какие-то уроки вместе со своим классом, для него эти уроки проводятся индивидуально. 5. Если ребёнок не может выполнять программу вместе со всеми, ему могут предложить ходить на уроки по спец. программе, а вместе со своим классом он может, например, ходить на музыку, физкультуру, общественные науки. 6. В школе детей специально учат, что помочь ребёнку-инвалиду, поддержать его – хорошо, обижать его – стыдно и недостойно.
-
Отечественный опыт
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики (общественное объединение) и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег"
-
В настоящее время в России одновременно применяются 3 подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с ЗПР в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. По данным статистики к 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране. В настоящее время 4 % школ РФ пытаются работать в режиме инклюзии
-
По мнению Министерства образования и науки РФ «...инклюзивное образование предполагает обучение детей, как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ и интернатов»
-
В 1992 году в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 годах модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.
-
Разработаны учебные планы курсов для педагогических ВУЗов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
-
Проблемы и перспективы
-
Проблемы
Неготовность общества к инклюзии Проблемы целевого финансирования:не учитывается разный уровень потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и поддерживающих услуг Отсутствие специальной подготовки у учителя массовой школы для работы с проблемным ребенком Несовершенство программно-методического обеспечения инклюзивного образования Отсутствие службы сопровождения в большинстве ОУ
-
Не изучена потребность в инклюзии семей детей с ОВЗ Стихийный, неподготовленный характер включения проблемного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников. В ряде случаев это происходит по желанию родителей, которые делают выбор в пользу массовой школы. Вместе с тем, общеобразовательное учреждение не всегда способно обеспечить ребенку необходимую помощь. В результате ученик возвращается в коррекционное учреждение с потерей очень важного для его последующего развития времени, имея при этом выраженные проблемы дезадаптации.
-
Перспективы
Необходимо активизировать PR-компанию по подготовке общества к инклюзивному образованию · Популяризация «+» опыта инклюзии · Формирование толерантного поколения · Психологическая готовность общества · Устранение «отношенческих» барьеров, формирование социума, дружественного к инвалидам
-
"Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества" Д. А.Медведев
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.