Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 общеразвивающего вида» г. Печора Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника» Составитель: воспитатель I квалификационной категории: Зотова Л.Н.
-
Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Цель проекта:
-
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника. 2. Изучить личностные особенности детей для составления индивидуально-дифференцированных программ по формированию экологической культуры средствами дидактической игры. 3. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр. 4. Определить эффективность работы (системы работы) по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры. Задачи:
-
Объект исследования - процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования - дидактические игры экологической направленности как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Субъект исследования - дети дошкольного возраста.
-
Гипотеза исследования - есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности дошкольников.
-
Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; • Наблюдение за детьми в ходе дидактических игр; • Качественный анализ полученных результатов. Методы исследования:
-
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Дидактическая игра способствует: Развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
-
Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков: обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения). развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект. социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д. художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
-
Этапы: Организационно-подготовительный: сентябрь - Изучение специальной литературы. -Проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования экологической культуры. -Создание плана мероприятий. -Включение игровых заданий и дидактических игр в НОД по формированию экологических представлений. Основной: октябрь. Использование дидактических игр в непрерывной образовательной деятельности, в игровой деятельности. Разработка картотеки дидактических игр. Изготовление оборудования для дидактических игр. Заключительный: ноябрь. Проведение контрольного диагностического исследования. Анализ результатов.
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Организационно-подготовительный этап: я предполагаю, что использование дидактических игр в различных видах деятельности будет способствовать расширению представлений детей о живой и неживой природе, формированию знаний об окружающем мире, развитию и совершенствованию мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ); формированию экологической культуры у детей. Реализация проекта построена на следующих принципах: • учёт возрастных особенностей; • индивидуальный подход; В работе над проектом использовались следующие формы реализации • обучение в повседневных бытовых ситуациях; • коллективное занятие (свободное участие детей в нем); • фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех; • индивидуально-творческая деятельность, • творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 детей), • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, • игровой тренинг.
-
2. Основной этап: Очевидно, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. При этом материал для игр определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать ум, формировать основные экологические понятия, воспитывать правильное отношение к объектам и явлениям природы. Закреплять полученные знания и умения. Основные направления работы: * разработать картотеку дидактических игр. * использовать дидактические игры в познавательно-исследовательской деятельности, на прогулках, в свободной деятельности детей; *организовать развивающую, познавательную, предметно - пространственную среду; * работа с родителями (консультации). *проведение настольно-печатных, словесных игр и игр с предметами.
-
3. Заключительный этап: В ноябре было проведено итоговое диагностическое исследование с целью выявления динамики развития игровой деятельности в формировании экологических представлений у детей данной группы.
-
ОЖИДАЕМЫЕ И ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Ожидаемый результат: При успешной реализации поставленной цели планировала получить следующие результаты: * у детей развит устойчивый интерес к природе * сформированы основы экологических знаний * дети проявляют любовь к природе и бережное отношение к животным и растениям. Чтобы добиться желаемого результата мною были проведены предметные игры по экологии: «Что где растет?», «Чудесный мешочек», «С какой ветки детки?», «Собери грибы», «Соберем урожай», «Отгадай и назови», «Где чей домик?», «Угадай на вкус». Предметные игры я использовала для обучения детей обследованию, для развития сенсорики. Провела с детьми настольно-печатные игры: «Какое насекомое, назови», «Где чей хвост?», «Четвертый лишний», «Найди такой же цветок», «Кто что ест?», «Кто как передвигается?», «Домино». Настольно-печатные игры использовала для развития логического мышления, для того, чтобы систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Проводила словесные игры: «На птичьем дворе», «Угадай, кто сказал?», «У кого какая шубка?», «Заинька», «Какая сегодня погода?», «Назови одним словом». Словесные игры использовала с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы; для развития речи детей.
-
Полученный результат: Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Была отмечена большая активность детей на занятиях, дети стали чаще использовать дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них. Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, у них сформировано понятие экологической безопасности.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.