Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №77»Энгельсского муниципального районаСаратовской области
Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста
-
Актуальность
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники
-
Мнемотехника
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи
-
Цель проекта
Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехникиЗадачи проекта
-
Задачи
1.Изучить научно-педагогическую литературу по использованиюмнемотехники для развития связной речи дошкольников.2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,внимания, образного мышления дошкольников;5.Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы(перекодирование информации);6. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлятьсхемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, поинструкции;7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащениюсловарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,ответственности;9. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию мнемотехникидля развития связной речи дошкольников
-
Гипотеза:
использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольноговозраста будет способствовать расширению и обогащению словаря, развитиюграмматического строя, связной речи воспитанников.
-
Этапы реализации проекта
Подготовительный (сентябрь) • Внедренческий (октябрь-апрель) • Заключительный (май
-
- Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей- Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет- Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий ( мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек))- Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников- Проведение входной диагностики, по изучению развития речи воспитанников экспериментальных групп Подготовительный (Сентябрь)
-
Работа с родителями
Родительские собрания по проблеме исследования
-
Работа с педагогами
Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»
-
Внедренческий (Октябрь-апрель
- Разработка плана – программы с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;)
-
Использование мнемотехникипри составлении описательных рассказов при заучивании стихотворений При пересказе сказок при составлении творческих рассказов Структура программы
-
Использование
- Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники - Использование педагогами в образовательной деятельностимнемотехники при заучивании стихов,составлении описательных рассказов,составлении творческих рассказов природоведческого характера,пересказах сказок, использование тематических коллажей при составлении творческихрассказов (« Как я провёл лето», «Зимние каникулы» и т.д.) - Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов - Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников - Мастер-классы - Круглый стол - Открытые показы занятий для педагогов ДОУ с воспитанниками
-
приёмы мнемотехники
мнемодорожка, мнемотаблиц коллаж многое другое.
-
Интеграция
Возможность использования в нескольких областях – «коммуникация», «познание», «безопасность».
-
Технология мнемотехники
Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
-
Работа с родителями
Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек - Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям» - Выпуск буклетов - Выпуск газеты - Выставка мнемотаблиц для развития речи детей - Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов
-
Заключительный (Май)
Проведение итоговой диагностики - Обобщение и распространение полученных результатов - Анкетирование педагогов
-
Результат
- Разработана план- программа по развитию речи с использованием мнемотехники - Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ - Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники - Повысился уровень педагогического мастерства педагогов ДОУ - Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции - У дошкольников расширился и обогатился словарный запас , произошло развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира - Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности - Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей
-
Вывод
гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники с младшего дошкольного возраста способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, связной речи воспитанников 3-7 лет.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.