Содержание
-
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности
Составила : Драгина АС
-
1)Классификация методов обучения.
Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения.
-
В классификации методов по источнику обучения выделяются три группы методов обучения:
словесные (источником обучения является слово, речь): рассказ, беседа, лекция, работа с книгой; наглядные (источник обучения – наглядные средства, демонстрируемые педагогом): демонстрации опытов, натуральных объектов, образцов деятельности и т. д.; практические (источник обучения – практическая деятельность): практические и лабо раторные работы, выполнение упражнений, решение задач, моделирование объектов.
-
В классификации Ю. К. Бабанского методы обучения подразделяются на:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: по источнику обучения: словесные, наглядные, практические; по логике обучения: индуктивные (обучение строится от частных фактов к выявлению общих правил и закономерностей) и дедуктивные (от общих законов и правил – к распознаванию и объяснению частных случаев этих законов и правил); по мышлению: репродуктивные (воспроизводящие, основанные на запоминании учебного материала) и проблемно-поисковые (связанные с добыванием знаний самим учеником); по управлению: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной работы учащихся;
-
Нетрудно заметить, что методы располагаются в порядке возрастания самостоятельности и активности учащихся: при использовании первых двух методов знания преподносятся ученику в готовом виде. Два последних предполагают, что знания добываются учеником самостоятельно. Метод проблемного изложения в этом смысле можно рассматривать как переходный, подготавливающий учеников к самостоятельным познавательным действиям.
-
2)методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: по источнику обучения: словесные, наглядные, практические; по логике обучения: индуктивные (обучение строится от частных фактов к выявлению общих правил и закономерностей) и дедуктивные (от общих законов и правил – к распознаванию и объяснению частных случаев этих законов и правил); по мышлению: репродуктивные (воспроизводящие, основанные на запоминании учебного материала) и проблемно-поисковые (связанные с добыванием знаний самим учеником); по управлению: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной работы учащихся;
-
3)методы контроля и самоконтроля: методы устного контроля и самоконтроля: фронтальный или индивидуальный опрос, рассказ ученика, чтение текста, объяснение схемы и т. д.; методы письменного контроля и самоконтроля: контрольная работа, реферат, изложение, сочинение, диктант и др.; лабораторно-практический (практические и лабораторные работы) и машинный (с помощью специальной техники, например, выполнение теста на компьютере) контроль и самоконтроль;
-
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся включает следующие методы:
1)объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); суть этого метода заключается в том, что учитель объясняет, организует восприятие учебного материала различными способами, а учащиеся воспринимают, осмысливают, запоминают; 2) репродуктивный: учитель объясняет, а ученики осмысливают, запоминают, воспроизводят, многократно повторяют учебные материал; 3) метод проблемного изложения:учитель объясняет учебный материал как решение проблемы: сам ставит проблему и решает её; учащиеся следят за действиями и ходом мысли учителя, получают образец рассуждений для самостоятельного решения проблем; 4)частично-поисковый (эвристический): учитель объясняет и организует поиск новых знаний, ученики самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи под руководством учителя; 5)исследовательский: учитель формулирует проблему (иногда вместе с учащимися), в процессе решения проблемы помогает лишь в затруднительных случаях или наблюдает за деятельностью учащихся, фиксируя их успехи и неудачи; учащиеся самостоятельно решают проблему.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.