Презентация на тему "Консультация "Происхождение и сущность игры""

Презентация: Консультация "Происхождение и сущность игры"
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.08 Мб). Тема: "Консультация "Происхождение и сущность игры"". Содержит 13 слайдов. Посмотреть онлайн с анимацией. Загружена пользователем в 2021 году. Оценить. Быстрый поиск похожих материалов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    13
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Консультация "Происхождение и сущность игры"
    Слайд 1

    Происхождение и сущность игры

    2014 год МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области Выполнила: Воспитатель Целикова Н.А.

  • Слайд 2

    Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого философа и психолога К. Грооса: согласно концепции - игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни; б) австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил. Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинг, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homoludens, «Человек играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество. Однако, данная точка зрения не мешала видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Н.К.Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в тоже время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. А.С.Макаренкодал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы».

  • Слайд 3

    Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.   Значение с-р игры в развитии дошкольников: - развитие мыслительных процессов (воображение, образное мышление, память, связная речь); - развитие эмоциональной сферы; - развитие социальных и коммуникативных способностей (сопереживать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, разрешать конфликты).

  • Слайд 4

    Структура сюжетно-ролевой игры

    Сюжет игры - это сфера действительности( быт семьи, труд взрослых, события в стране, др.), которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.; Содержаниеигры— то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности. (младший возраст – действия с игрушками, старший возраст – взаимоотношения взрослых); Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Воображаемая ситуация - отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Правила игры – описание действий игроков в той или иной игровой ситуации. Правила в процессе игры дети устанавливают сами ( в некоторых играх - взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры.  

  • Слайд 5

    Принципы организации с-р игры:

    1-й принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми (взрослый - «умеющий интересно играть партнер») 2-й принцип – воспитатель должен играть с детьми на всех возрастных этапах, но на каждом этапе дети «открывают» и осваивают новый, более сложный способ ее построения. 3-й принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.  

  • Слайд 6

    Динамика организации игры

    В первой младшей группе формируется условное игровое действие. Дети совместно со взрослым разворачивают цепочки из двух-трех действий с сюжетными игрушками, используя несколько предметов-заместителей и называя действия с ними. С помощью игрушки и речи обращаются к партнеру, вызывая ответное игровое действие. Во второй младшей в центр игры выдвигается ролевое поведение, сразу ориентированное на партнера(сначала взрослого, а потом партнера). Для разворачивания ролевого поведения применяются сюжеты с парными ролями, ролевой диалог. Действия с игрушками сводятся к минимуму. В средней группе формирование направлено на гибкость и динамичность ролевого поведения, которое может изменятся в соответствии с разными ролями партнеров, на умение изменять свою роль в игре, обозначая ее для партнеров. Ребенок, исполняя роль, должен иметь в виду всю систему ролей, относящихся к данному сюжету. В старшей и подготовительной к школе группах дети овладевают самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Новый способ эффективно усваивается детьми в игре-придумывании, которая осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются уже знакомые сюжеты, а потом придумываются новые. Сначала игровые умения формируются в совместной игре взрослого с детьми, а затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый непосредственно не участвует, а создает для нее условия.

  • Слайд 7

    В руководстве игры детей старшего возраста преобладают КОСВЕННЫЕ приемы, младшего – ПРЯМЫЕ.

    ПРЯМЫЕ Участие взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера: принятие на себя роли; разъяснение; совет; помощь в решении спора; показ различных способов игры КОСВЕННЫЕ Создание условий для активации самостоятельной игры детей : - оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды; - формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре; создание игровой ситуации; наблюдение за игрой детей Приемы руководства игрой

  • Слайд 8

    Основные этапы развития игры.

    Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции. Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительнойигры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действийнаступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений  между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

  • Слайд 9

    Периоды развития с-р игры:

    1,5-3 года – осуществляет условные действия с предметами-заместителями – простейшие смысловые цепочки – кратковременное взаимодействие со сверстником; 3-5 лет – принимает, последовательно меняет роли – действия с предметами, ролевая речь – ролевое взаимодействие со сверстником; 5-7 лет – разворачивает разнообразные события согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров – реализует сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия /

  • Слайд 10

    Комплексный подход к организации сюжетно – ролевой игры

    Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности. Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды. Общение взрослого с детьми в процессе игры. Интеграция в работе педагогов ДОУ.

  • Слайд 11

    Контрольные вопросы

    Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. 1.Дать определение сюжетно-ролевой игры. 2.Что входит в сюжет игры? 3.Дайте определение роли. 4.Какая особенность у воображаемой ситуации? 5.Значение правил игры. 6.Какие есть приемы руководства игрой? 7.Назовите основные этапы развития игровой деятельности. Сюжет игры - это сфера действительности( быт семьи, труд взрослых, события в стране, др.), которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих. Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Правила придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Прямые и косвенные. 1) Ознакомительная; 2) Отобразительная; 3) Сюжетно-отобразительная; 4) Сюжетно-ролевая игра.

  • Слайд 12

    Заключение

    Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с её помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться. Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая, благодаря условностям, громоздкие формы нашего существования

  • Слайд 13

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке