Содержание
-
Основы межкультурной коммуникации
-
Лекция 1. Теория межкультурной коммуникации в системе гуманитарных наук
-
ПЛАН ЛЕКЦИИ
- Формирование теории МКК.
- Объект и предмет теории МКК.
- Основные понятия теории МКК.
-
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (кросскультурная, интеркультурная, транскультурная, контркультурная) – это общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам.
МКК – это общение языковых личностей, принадлежащих разным культурам.
-
Межкультурная коммуникация – термин, появившийся в гуманитарной науке в последнее десятилетие ушедшего века вслед за ранее укоренившимися в научном и обыденном сознании понятиями «менталитет», «культурный плюрализм», «диалог культур».
-
Термин «межкультурная коммуникация» употребляется в трёх значениях, как:
- научное направление в сфере гуманитарных наук, т.е. как поле академических изысканий;
- университетский предмет (дидактический аспект);
- непосредственный процесс общения между представителями разных культур.
-
История возникновения теории МКК в Америке
- 1946 г. в США создан Институт службы за границей(Foreign Service Institute), который возглавил антрополог Эдвард Холл.
- 1954 г. книга Э. Холла и Г. Трэгера «Культура как коммуникация», в ней впервые употреблен термин «МКК».
- 1959 г. книга Э.Холла «Silent Language», в ней обосновывается связь между культурой и коммуникацией.
- 1972 Л.Самовар и Р. Портер “Communication between Cultures" – итог формирования научного направления
-
Цели и задачи
Э. Холл: Главная цель теории МКК – изучение практических нужд представителей различных культур для их успешного общения друг с другом
Основными целями исследований в области МКК являются:
-систематическое изложение основных проблем и тем межкультурной коммуникации, овладение основными понятиями и терминологией;
-развитие культурной восприимчивости, способности к правильной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных культурах;
-формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
-
Два направления обучения МКК:
- интернациональное (в учебных заведениях, где готовились кадры для работы за рубежом);
- межэтническое (в школах, где обучались дети смешанного этнического состава).
-
Основные направления исследований
- Психологическое (природа поведенческих стереотипов)
- Социологическое (анкетирование групп респондентов)
- Лингвистическое (коммуникативный контекст, языковые особенности и механизмы кросс-культурной коммуникации)
-
Кросс-культурная прагматика
Сопоставительный анализ принципов, характеризующих коммуникативную деятельность, и соответствующих культурных сценариев.
- П.Браун и С.Левинсон « Принцип вежливости»
- Debora Tannen “You Just Don't Understand"
- А.Вежбицкая «Семантические универсалии и описание языков» 2009
-
История формирования теории МКК в Европе
- 1966 г., Берлин, научный симпозиум «Интернациональная и МКК между развитыми и развивающимися странами».
- 1970-е гг., преподаватели иностранных языков обращаются к страноведческим аспектам взаимодействия культур.
- 1989 г., Мюнхенский университет, новая специализация «МКК».
-
История формирования теории МКК в России и Украине
Инициатором изучения стали преподаватели иностранных языков. Интерес лингвистов к проблемам МКК.
Лингвистические дисциплины, рассматривающие проблемы взаимодействия языка и культуры:
!) лингвострановедение; 2) этнолингвистика; 3) лингвокультурология; 4) социолингвистика; 5) психолингвистика; 6) теория перевода; 7) когнитивная лингвистика.
-
Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров «Язык и культура», «Лингвострановедческая теория слова».
Одна из важнейших задач преподавания иностранных языков - успешная аккультурация
-
Объект и предмет теории МКК
Объектом теории МКК является процесс естественной коммуникации между представителями различных лингвокультур.
Предметом теории МКК является типы взаимодействия между представителями различных культур и факторы, оказывающие влияние на результат коммуникативного взаимодействия.
-
Теория межкультурной коммуникации
Междисциплинарная область научного знания. Взаимодействует с антропологией, культурологией, социологией, лингвистикой, лингводидактикой.
Ориентирована на практические потребности, поэтому является прикладной областью научного знания.
-
Основная единица теории МКК – дискурсивное событие.
Дискурсивное событие – это совокупность коммуникативно значимых речевых и неречевых действий участников общения, направленных на достижение общей коммуникативной цели. Например, дискурсивные события «просьба», «приглашение», «приветствие».
-
Основные понятия теории МКК:
1. Культура.
2. Коммуникация.
3. Культурная идентичность.
4. Языковая личность.
5. Языковая картина мира.
6. Коммуникативная компетенция.
-
КУЛЬТУРА
- Культура – это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни.
Фундаментальное понятие гуманитарных наук. Более 500 определений.
- Культурная картина мира – совокупность знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов.
-
КОММУНИКАЦИЯ
Коммуникация – обмен мыслями, сообщениями, информацией с помощью различного рода вербальных и невербальных сигналов.
Схема коммуникации Р. Якобсона:
контекст сообщения
адресант --------------------- адресат
код
-
Принципы знаковой коммуникации
Сообщения должны интерпретироваться
Коммуникативные события и их конкретные участники придают сообщениям уникальный субъективный характер
Коммуникативное поведение( его невербальный компонент) часто является неосознаваемым
-
КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ-
Сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату.
Компоненты коммуникативной ситуации: адресант, адресат, тема, причина, цель, код, стиль, экспрессия, место, время, среда, нация.
-
Схема отношений между коммуникантами
- вышестоящий
- равный
- свой чужой
- нижестоящий
-
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
К.И. – принадлежность индивида к какой-л. культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к себе, другим людям, обществу и миру в целом.
Культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих».
-
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
Я. Л. – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (Ю.Н. Караулов, 1989).
В теории МКК языковая личность – это национально-специфический тип коммуниканта, обладающий культурно обусловленной картиной мира и системой ценностей, способный к межкультурной трансформации.
-
Окружающий человека мир можно представить в трех формах:
- реальный мир - объективная действительность, существующая независимо от человека;
- культурная (понятийная) картина мира- отражение реального мира через призму понятий, сформированных в процессе познания мира человеком на основе как коллективного, так и индивидуального опыта ;
- языковая картина мира - отражает реальность через культурную картину мира.
-
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
ЯКМ – часть концептуальной картины мира, совокупность сведений о мире, хранимых и передаваемых от поколения к поколению с помощью языка.
Триандис: «Мудрость межкультурного взаимодействия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключениями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. Подыгрывайте им, пока не поймете эту культуру»
-
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
К.К. – владение коммуникативными механизмами, приемами и стратегиями, необходимыми для обеспечения эффективного процесса общения. Помимо знания того, как использовать язык в процессе общения, понятие К.К. предполагает владение социальными и культурными знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия.
-
ЛИТЕРАТУРА
Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.Л. Садохин
Основы межкультурной коммуникации. – М., 2003
Садохин А.П. Межкультурнаякоммуникация. – М., 2004
Коул М. Кросс-культурныеисследования. - М., 1997
Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация:теоретические и прикладные аспекты. – Красноярск, 2004
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурнаякоммуникация. – М., 2000
Кросс-культурная психология. Исследования и применение /Д.Берри, А.Пуртинга, М.Сигалл. – Харьков, 2007
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.