Содержание
-
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Троицка», 7-е отделение Мастер-класс «Метод кейс - технологии как элемент проблемного ситуативного обучения в дошкольном образовании» Материал подготовила: воспитатель Фомина В. Н. Г. Троицк, 2022 г.
-
Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться недавно. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
-
Название «кейс - технология» произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
-
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Кейс-технология - это проблемно-ситуативное обучение. Это технология, когда дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы.
-
Для чего нужен кейс? Кейс – метод развивает: 1. умственные, сенсорные и речевыеспособности; 2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы; 3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать); 4. практические умения; 5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
-
Требования к кейсу: соответствовать четко поставленной цели создания; иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни; быть актуальным; развивать аналитическое мышление; иметь соответствующий уровень трудности; провоцировать дискуссию; иметь несколько решений.
-
Виды кейсов: практические кейсы (Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные.) обучающие кейсы (Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.) научно-исследовательские кейсы (Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.)
-
Виды кейс - технологии в дошкольном образовании: кейс – иллюстрации, фото-кейс,ролевое проектирование.
-
Чаще всего в работе с детьми дошкольного возраста применяют технологию «Фото-кейс». Она относится к методу ситуативного анализа (методу анализа конкретных ситуаций).
-
Этапы Первый этап: подготовительный. Начинаем знакомить детей с ситуацией (фотографией). Фиксируем их внимание. Создаем положительное отношение к ситуации. На втором этапе, дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска. На третьем этапе, стараемся активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляем координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. Четвертый этап: (анализ принятия решения), вовлекаем детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать. На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
-
Пример
-
Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
-
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение.
-
Ролевое проектирование – это вид кейс - технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей. Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации. Важной особенностью данной технологии является: умение дошкольников принять на себя роль; умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками; ролевое взаимодействие.
-
Речевое развитие 1. Кейс-стади «Разговор по телефону». Речевое развитие 1. Кейс-стади «Разговор по телефону». Познавательное развитие Игра «Лишние фигуры».
-
Игра «Лишние фигуры»
-
Познавательное развитие Экологическое воспитание Правила поведения в лесу
-
Социально- коммуникативное развитие Безопасное поведение
-
В процессе освоения кейс - технологии дети учатся: получать необходимую информацию в общении; доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; принимать помощь. вести диалог со взрослыми и сверстниками; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
-
ВЫВОД Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуативного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.
-
Список использованных источников: 1. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru 2. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 3. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации 4. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.