Содержание
-
Школьный тур«Учитель года - 2018» Методический семинар«Развитие познавательной активности через приемы создания проблемной ситуации на уроках истории и обществознания»
ИргитЧинчиХеймер-ооловнаучитель истории и обществознания МОУ СОШ № 4 г. Ак-Довурак
-
Разрешите представиться ИргитЧинчиХеймер-ооловна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4 г.Ак-Довурак. ОкончилаТывинский Государственный университет, 2008 г. Стаж работы в данном образовательном учреждении: 7 лет. Квалификационнаякатегория: 1 категория Мой девиз: «Век живи, век учись!», «Обучая, учусь» Мое педагогическое кредо: «Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься».
-
Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития мышления на уроках истории и обществознания для формирования познавательной деятельности обучающихся; создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.Задачи: Раскрыть сущность технологии развития проблемного обучения.Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления обучающихся.Показать результативность использования приёмов технологии проблемного для формирования познавательной деятельности обучающихся.
Цель и задачи методического семинара
-
Актуальность темы
Спад интереса обучающихся к изучаемому предмету; осознание необходимости формирования познавательных интересов обучающихся; поиск методических средств и приемов, располагающих к совместной деятельности учителя и обучающихся по овладению предметом, повышению качества математического образования; рассмотрение возможности использования проблемного обучения, как метода развития мотивации и познавательной активности обучающихся и, как следствие –повышение качества образования; формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
-
Структура проблемного урока, позволяющего активизировать познавательную деятельность ученика: • возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока. Ученики выдвигают гипотезы, идеи • выдвижение предположений и обоснование гипотезы; Ученики проводят исследование собирают информацию для своих гипотез. Подтверждают или опровергают гипотезы. • доказательство гипотезы; Сообщают свою информацию систематизируют материал • проверка правильности решения проблемы. Подводят итоги, планируют дальнейшую работу. (в обучении этот метод – лучший, по мнению психологов)
-
-
Задачи проблемного урока. Обучающие: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний. Развивающие: способствовать овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы. Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.
-
Формы решения проблемных ситуаций. Дискуссия; Научный спор; Проблемная лекция; Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
-
Примеры проблемных вопросов по истории. Плюсы и минусы монголо – татарского протектората; Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие? Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа? XVII век в истории России – шаг вперед или назад? Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность? Примеры проблемных вопросов по обществознанию. Гражданский: брак и против. Сильная президентская власть в России: за и против. Независимость судебной власти: миф или реальность? Свобода человека: вседозволенность или ответственность?
-
Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II» (История России 11 класс.)Проблемный вопрос к уроку:Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
-
Задачи на оценку конкретной личности. Например: 1. « Иван Грозный: злодей или мудрец?». 2. «И.В.Сталин: реформатор или деспот?». 3. «Петр Первый: великий реформатор или антихрист?»
-
Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности. Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….? Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV?
-
Пример диспутов по обществознанию: «Бизнес: польза или вред?»
Первая точка зрения. Бизнесмены - очень эгоистичные люди и думают только о себе. Погоня за прибылью – главная их деятельности. Ради обогащения они пойдут на все. Неслучайно заказные убийства в последнее время стали нормой жизни. На наемных работников они смотрят через призму прибыли и хотят извлечь из них пользы как можно больше. Об экологии они и не думают. Можно привести и другие аргументы, подтверждающие мнение многих людей о том, что предпринимателей иначе, как акулами не назовешь. Вторая точка зрения-?
-
Выводы: На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.