Содержание
-
Яковлева Надежда Ивановна, учитель биологии и химии муниципального казённого образовательного учреждения «Скороднянская средняя общеобразовательная школа». Квалификационная категория: первая Стаж работы: 29 лет
-
Методический семинарХимический эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий.
-
Актуальность и обоснование. Считаю, что выбранная мною тема методического семинара является актуальной, так как перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
-
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе реализации стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся, а это создаёт возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения учиться.
-
Моя задача, как учителя. Cоздать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках химии. Вовлечь всех учеников в активный познавательный процесс, смоделировать атмосферу сотрудничества при решении проблем, создать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Помочь сформировать собственное аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся. Иными словами - сформировать универсальные учебные действия.
-
Роль химического эксперимента в формировании универсальных учебных действий, на мой взгляд, очень велика. С его помощью можно отработать все виды ууд. Однако за последние несколько лет в школьном химическом эксперименте произошли многие принципиальные изменения: стали доступны видеозаписи экспериментов, программы для проведения имитационных экспериментов (при которых учащиеся «проводят реакции» на экране монитора), уделяется повышенное внимание вопросам безопасности школьников, что приводит к сокращению реального эксперимента. Длительное время материально-техническое оснащение школ было таким, что эксперименты не проводились, и культура школьного химического эксперимента в значительной мере была утрачена.
-
С приходом в школу новых образовательных стандартов, реальный химический эксперимент снова стал одним из главных методов обучения химии. Химический эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание и развитие. Из всего выше сказанного, я хочу сформулировать цель моего методического семинара: познакомить присутствующих с опытом использования химического эксперимента при формировании УУД на уроках химии
-
« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим». (А. М. Бутлеров) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (Русская пословица)
-
Требования к эксперименту
Наглядность, выразительность опытов. Кратковременность опытов. Убедительность, доступность, достоверность. Безопасность выполняемых опытов.
-
Регулятивные универсальные учебные действия. Химический эксперимент даёт хорошую возможность для формирования регулятивных универсальных учебных действий. При выполнении практических работ обучающиеся определяют цель работы, планируют ее выполнение, прогнозируют результат. Учатся корректировать свои ошибки и делать выводы, как по каждому опыту, так и по работе в целом.
-
С целью формирования регулятивных ууд предлагаю задания следующего типа: Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.
-
Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением таблиц, схем, построением графиков. Для выполнения таких заданий часто требуется использование данных из различных дополнительных источников, например, из справочных таблиц, содержащихся, в том числе в приложениях к учебникам.
-
Важную роль при формировании УУД играют задания, в которых золожена проблемная ситуация
Золушка собралась на бал. Но мачеха не хотела отпускать ее на бал, поэтому приготовила смесь из гвоздей, древесных опилок, песка и соли и дала ей задание: выбрать гвозди и соль из смеси. Золушка быстро справилась с заданием и успела на бал. Объясните и покажите, как Золушка так быстро справилась с этим заданием.
-
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают: -владение учащимися общеучебными, логическими и знаково-символическими УУД Познавательные общеучебные УУД способствуют: - самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. .
-
Для формирования познавательных уудя использую задания на решение экспериментальных задач по осуществлению цепочки превращений. Например: CuCl2→Cu(OH)2→ Х → Cu В данной ситуации, учащиеся переводят язык знаков и символов в химический язык, устанавливают взаимосвязь между классами веществ, а также логически определяют неизвестное вещество и осуществляют цепочку химических превращений.
-
Хорошим примером для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий в 8 классе служат опыты, которые я использую при изучении темы: «Химические свойства представителей классов неорганических соединений». Обучающиеся по парам, а если нет такой возможности, индивидуально выполняют лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства кислот (солей, оснований, оксидов). Первый ученик на примере раствора соляной кислоты, второй на примере раствора серной кислоты. Испытание раствора кислот индикатором (лакмус). Взаимодействие кислот с цинком и медью. Взаимодействие кислот с оксидом меди. Взаимодействие кислот с гидроксидом натрия. Взаимодействие кислот с карбонатом кальция. Самостоятельно делают вывод о том, с какими веществами взаимодействуют кислоты, обмениваются результатами опытов, записывают уравнения реакций. Вместе делают вывод, о том что кислоты проявляют общие свойства.
-
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают: - социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-
Мысленный эксперимент. Задание выполняется в паре или группе. В пробирках находятся растворы нитратов марганца (II), стронция, свинца (II) и цинка. 1) Как, используя разбавленные растворы серной кислоты и гидроксида натрия, определить эти соли? Приведите ход рассуждений. 2) Напишите уравнения протекающих реакций.
-
Для формирования коммуникативных УУД у обучающихся использую задания на получение вещества: получение водорода -8 класс, получение углекислого газа – 9 класс, получение этилового эфира – 10 класс. Такие задания требуют совместных действий, чтобы собрать простейший прибор, провести химические реакции, оформить результаты опыта, сделать выводы.
-
С целью формирования УУД на уроках химии использую видеозаписи опытов по неорганической и органической химии.
-
Одним из эффективных методов обучения обучающихся, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников, является учебное исследование. Использование данного метода в процессе изучения химии позволяет формировать в том числе и личностные УУД - умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, умение оценивать свое поведение и поступки и нести за них ответственность.
-
Учебное химическое исследование используется при выполнении социально-значимых исследовательских проектов во внеурочной деятельности. Обучающимися нашей школы были выполнены проекты: «Анализ почвы», «Анализ питьевой воды из открытых источников», «Анализ водопроводной воды» и другие.
-
Использование химического эксперимента в качестве приоритетного метода в процессе обучения химии позволило повысить качество знаний обучающихся по химии, достичь хороших предметных и метапредметных результатов, сформировать устойчивый интерес к предмету. Мои обучающиеся регулярно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах по предмету. Выступают со своими исследовательскими проектами на районных и областных мероприятиях. Выбирают химию в качестве экзамена по выбору на ОГЭ и ЕГЭ.
-
Наличие достижений обучающихся по предмету и внеурочной деятельности
-
-
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.