Содержание
-
Методика проведения семинарского занятия по зарубіжнійлітературі у вищомунавчальномузакладі
Лекція з курсу «Методика викладаннязарубіжноїлітератури у вищихнавчальнихзакладах»
-
План: Цели и задачи практических занятий в вузе Виды практических занятий и их структура (практические, семинарские, лабораторные, круглый стол конференция) Формы работы на практических занятиях (формы опроса, работы над произведением, оценки) Методы анализа САМ: Лекция-презентация по современной литературе
-
Литература к лекции
1. Цехмістрова Г. С, Фоменко Н. А. Управління в освіті та педагогічнадіагностика. Навчальнийпосібник для студентіввищихнавчальнихзакладів. - К.: ВидавничийДім "Слово", 2005. 2. Чайка В. М. Основи дидактики: Текстилекцій і завдання для самоконтролю: Навчальнийпосібник. - Тернопіль: Астон, 2002. 3. Яворська Г. X. Педагогіка для працівників: Навч. посіб. - К.: Знання, 2004. 4. Ягупов В. В. Педагогіка: Навчальнийпосібник. - К.: Либідь 2002.
-
Аспекты изучения зарубежной литературы
на лекции Явления, тенденции литературы Аналитический аспект Общее Проблема в мировой литературе Связь темы с широким историко-культурным контекст ом Место темы в историко-лит процессе Категории жанра, тематика, проблематика, Метод, стиль, компаративный аспект Выводы с перспективой научного исследования на основе последних изысканий Выводы от общего к частному на практическом занятии Произведение писателя Исследовательский аспект частное Проблема в конкретном произведении Связь темы с биографическими событиями Анализ темы, проблемы, структуры, идеи Работа над текстом. Сопоставление различных итогов исследования конкретного произведения Выводы от частного к общему
-
Цели и задачи ПЗ – совершенствование навыков анализа художественного произведения. Основная цель ПЗ по зарубежной литературе –в том, чтобы развивая и совершенствуя имеющиеся у студентов знания и навыки, научить их самостоятельно анализировать художественное произведение
-
Задачи практического занятияпо зарубежной литературе в вузе:
1. расширить практику текстуального исследования проблемы; 2. усовершенствовать навыки владения методами анализа; 3. формировать навыки целостного монологического ответа литературоведческую тему; 4. развивать основы мастерства ведения профессиональной дискуссии; 5. углублять навыки сопоставления типологически близких явлений; 6. совершенствовать умения применять теоретические знаний по ТЛ в практике анализа произведения; 7. овладевать метаязыком научного исследования; 8. дифференцировать и применять различные подходы и методы к различным по своей эстетической природе художественным произведениям.
-
Подготовительный этап
Тема ПЗ Список учебной литературы Виды практических заданий (конспект статьи, подборка цитат, таблица сопоставлений, периодизация творчества, сопоставление с др. видами искусства и др.) Знание текста произведения Подготовка ТСО Словари Конспект учителя с опорными тезисами и ключевыми выводами Опорные схемы, таблицы.
-
Общедидактическая структура практического занятия
Вводная часть: Оргмомент Введение Связь с предшествующим матер Тема Цели и практические задачи План работы на ПЗ Мотивация деятельности Актуализация опорных знаний Основная часть (в зависимости от вида ПЗ) Заключительная часть: Подведение итогов Выводы, обобщение, Оценивание полученных результатов (метод проектов) Выставление оценок Анонсирование темы следующего ПЗ
-
Виды практических занятий: семинар
Выносится 2-3 вопроса проблемно-тематического, историко-литературного характера Доклады и содокладчики, оппоненты, рецензенты, реплики Дискуссия, ответы на вопросы преподавателя, Аргументы – ТЛ, ЛИТ критика, текст, биография писателя . Аудитория – записывает выводы докладчика + дополнения Подведение и оценивание каждого блока и его участников Концепт: научный дискурс монологического и диалогического выступления на литературоведческую темы
-
Практическое занятие
Выносится 2-3 вопроса исследовательского, текстологического характера, проблема образа, стиля, поэтических средств. Вопрос является руководством к индивидуальной исследовательской деятельности студентов с привлечением аргументов текста. Ведущая роль преподавателя как координатора исследовательской деятельности. Работа над текстом (выборочное чтение, цитатная аргументация, комментированное чтение, выразительное чтение, наблюдение над стилистическими приемами, темпоритмикой, анализ текста в связи с поставленной проблемой на ПЗ, проблемные вопросы, эвристическая беседа, концепто- сфера, картирование, опорные схемы, мозговой штурм, сенкан,) Практические задания и упражнения, заполнение таблицы наблюдений, выводов на ПЗ,
-
Концепт: Текстуальное наблюдение над реализацией литературоведческой проблемы, интерпретация текста, навыки анализа текста.
-
Лабораторное занятие
Текстологическое исследование небольшого текста, фрагмента, эпизода, стихотворения в контексте одного поэтического приема, явления и его разновидностей в тексте (средства комического, стихотворный размер, колористика, звукопись, психологическая деталь) Структура: последовательные практические задания, направленные на решение проблемы (мифологический образ в рассказе - способы интерпретации – средства выразительности. Характерные приемы автора, новаторство в решениии традиционной проблемы и др.) Работа в группах, парах, заполнение перфокарт, метод проектов, научно-исследовательская тема, хозрасчетная тема, письменные формы исследований) Выводы участников лабораторной работы Обобщение препод Рекомендации по теме (научные и методические)
-
Концепт: формы работы над текстуальной проблемой, получение результатов в форме выводов и рекомендаций – ОТКРЫТИЙ
-
Круглый стол (КС)
Одна тема – проблема-вопрос (широкий и дискуссионный, актуальный) Все участники равнозначные докладчики, цель доклада - свое видение сути проблемы и путей ее решения в ЗЛ. После каждого выступления – дискуссия с докладчиком. Резюме КС (избирают секретаря): смысл проблемы в концептосфереучасников КС, пути ее осмысления, решения, практического значения и перспектив. Участники – тезисы выступлений (выводы), проблемные вопросы, острые идеи, ошибки. Все записывают резюме
-
Научная/учебная конференция
Пленарное заседание – доклады теоретико-методологического характера Ведущий конференции Вопросы к докладчику Секционное заседание – вопросы поэтики произведений Председатель секции (выступал на пленарном)+ секретарь Вопросы к выступающему Заключительное заседание – отчеты председателей секций с кратким анализом наиболее ярких докладов, идей Рекомендации конференции (ведущий + председатели секций)голосование о принятии решения.
-
Формы работы на практических занятиях различных видов
Опроса доклад, рецензирование, оппонирование, тестирование, презентация, беседа по тексту, проблемный вопрос, заполнение таблицы, письменный ответ, фронтальный опрос, «карусель», монологический ответ, участие в дискуссии, выполнение индивидуального задания, научное сообщение, выполнение заданий при работе над текстом, реферат, собеседование, составление плана к критической статье, схема, тезисы научной статьи, доклада.
-
Формы работы над текстом
Чтение выборочное, комментированное, цитирование, интерпретация текста, наблюдение над образами, анализ различные методы анализа, выполнение учебных заданий (выписать значения образа Ч, составить схему сюжетной линии, критерии характеристики и ключевые слова из текста, цитатная дискуссия, составление семантического поля, аллюзивных рядов, типологических связей, звукоряд. Палитру колористических образов, знаки, символы и из истолкование в тексте, ролевое цитирование, работа над эпизодом, над худ деталью, стилем писателя (айсберг), психологической деталью, составление психологического портрета героя, сенкана.
-
Формы оценивания знаний
письменные - устные, коллективная дискуссия – монологический ответ, за отдельный ответ или участие в занятии, за выполнение отдельных учебных форм работы оцениваем в соответствии с нормами оценивания знаний (выучить).
-
Спасибо за внимание!