Содержание
-
Общие подходы к организации ипланированию детских проектов.
-
• Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.• Второй этап – развивающий, онхарактерен для детей 5–6 лет.• Третий этап – творческий, онхарактерен для детей 6–7 лет.
Этапы развития проектной деятельности(Е.С.Евдокимова)
-
Алгоритм действий взрослых и детей в возрасте 3,5-5 лет 1. Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей. 2. Постановка цели проекта, его мотивация. 3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. 4. Совместное движение взрослых и детей к результату. 5. Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
-
Алгоритм действий взрослых и детей в возрасте 5-6 лет
1.Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон 2.Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата 3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта 4. Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого 5. Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач 6. Совместное определение перспективы развития проекта
-
Алгоритм действий взрослых и детей в возрасте 6-7лет
1 Постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон. 2 Самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. 3 Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта. 4 Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу. 5 Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. 6 Совместное определение перспективы развития опыта.
-
Этапы исследовательского проекта (Н.Е.Веракса) • Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. • На втором этапе ребенок оформляет проект. • Третий этап – защита проекта. • На четвертом этапе педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
-
Этапытворческого проекта (Н.Е.Веракса)
• На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых • На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. • На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад. • На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. • На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. • Шестой этап связан с информированием родителей. • На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт. • На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта.
-
Планирование детских творческих проектов.
Проект «Прощай лето» Проблема для детей: как запомнить и сохранить лето. Цель детей: изготовить макет чтобы запомнить лето. Результат: макет летней поляны.
-
Этапы нормативного проекта (Н.Е.Веракса) • На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей. • На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. • На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. • На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. • На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. • На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. • На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. • Восьмой этап связан с выполнением "знака« правила всеми детьми и включением его в книгу правил.
-
Задачи обучения проектной деятельности (А.И.Ромашкина) Младший дошкольный возраст: • вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога); • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
-
Задачи обучения проектной деятельности(А.И.Ромашкина)
Старший дошкольный возраст: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; • умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; • умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
-
Психолого-педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного образования в ДОО:
• субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний; • ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка; •формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-
Образовательные результаты детей в проектной деятельности. • контролировать свое поведение; • сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; • комментировать свои действия; • выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе); • организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое); • договариваться о правилах; • задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; • присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать); • совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения; • делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; • высказываться в связи с высказываниями других; • устанавливать контакты; • поддерживать разговор; • использовать элементарные нормы общения; • сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
-
Образовательные результаты детей в проектной деятельности. Последовательность действий. 1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей. 2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу). 3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей). 4. Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)). 5. Обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада: музыкальному руководителю, руководителю физкультуры и др. (творческий поиск). 6. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.). 7. Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте.
-
Последовательность действий
• Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми). • Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта. • Предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи). • Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров. • Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта). • Составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом). • Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столом и т.д.
-
Критерии эффективности проекта (на что обратить внимание)
• Дети участвуют в обсуждении целей своей деятельности вместе со взрослыми • Способ решения проблемы выбран или предложен детьми самостоятельно, при тактичном руководстве взрослого • Дети действуют преимущественно на основе самостоятельно принятого решения • Часто работают в парах и группах разного состава • Работы занимают видное место в группе и находят применение в жизнедеятельности • Все виды организованной деятельности связаны с игрой и находят отражение в самостоятельной деятельности детей • Содержание деятельности находит отражение и продолжение в оформлении группы и центрах развития • Дети и семья принимают непосредственное участие в преобразовании ППС
-
Как инициировать проект?
Три типа мотивации: 1. Игровая мотивация 2. Мотивация общения в условиях помощи взрослому 3. Мотивация созидания и личной заинтересованности
-
Изменить: • себя (внешний вид, социальную роль, стиль поведения); • что-то в привычном окружении (место расположения, назначение); • привычный распорядок действий (после завтрака на прогулку)
-
Делать что-то в присутствии детей: • увлеченно действуя, не привлекая детей; • «игнорируя» детей, попросив их не мешать
-
• Убрать, но оставить пустое место • Попросить о помощи (реальной, конкретной) • Специально организовать ситуацию • Договориться заранее (принести книгу, надеть одежду определенного цвета) • Объявить тему («Скоро День матери. Что будем делать?»)
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.