Содержание
-
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕФИЦИТНЫХ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ФУНКЦИЙ
-
План
Программа педагогической работы Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа пространственных представлений Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз - рука» Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза Игра как универсальная форма и средство коррекционно – развивающей работы с младшими школьниками
-
Программа педагогической работы
-
Школьно – значимые функции -функции, которые не только существенно влияют на темп и качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной степени определяют полноценность усвоения всего учебного материала
-
К ним относятся:
пространственное восприятие и анализ, пространственные представления; зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез; координация в системе «глаз—рука»; сложнокоординированные движения пальцев и кисти рук; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
-
Причины низкого уровня развития школьно – значимых функций
незрелость соответствующих структур головного мозга, недостаточная согласованность и дискоординация в работе разных его отделов, избирательное поражение определенных зон мозга на ранних этапах онтогенеза отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующей развитию указанных функций.
-
Основная цель КРП – это развитие (упражнение, доведение) до уровня возрастных норм состояния школьно-значимых функций посредством использования специальных заданий двух видов: коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном материале; коррекционно-развивающие задания, построенные на неучебном материале.
-
Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа пространственных представлений
-
Недостаточность школьно – значимых функций обуславливает
-
Т. о., к концу дошкольного возраста дети усваивают три категории элементарных знаний о пространстве: 1.отражение удаленности предмета и его местоположение; 2.ориентировку в направлениях пространства; 3.отражение пространственных отношений между предметами.
-
Наиболее типичные ошибки пространственного различения у детей в младшем школьном возрасте:
-
-
В качестве основных причин этих трудностей Б. Г. Ананьев и Е. Ф. Рыбалко называют
незавершенность сложного процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга обилие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются соответствующими практическими действиями учеников и специальной тренировкой анализаторов.
-
Логика развертывания коррекционно-развивающей работы по устранению трудностей пространственной ориентации у учеников начальной школы должна быть следующей
-
На первом этапе
Из нарисованных фигур выбрать три, которые больше похожи друг на друга, чем четвертая. Рассмотрите чертеж. Сколько на нем треугольников? Покажите их. Сделайте в тетради похожий чертеж.
-
Рассмотрите рисунок. Сколько и каких геометрических фигур его составляют? Перерисуйте рисунок в тетрадь. Догадайтесь, какие фигуры хотел нарисовать художник. Дорисуйте их самостоятельно.
-
На втором этапе
• определить сторонность у себя, сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми комментариями, а затем только мысленно; • выделить объекты, указать их местоположение в пространстве относительно себя; • определить сторонность объектов, находящихся напротив, обозначить ситуацию вербально; • обозначить направления графически (схемой), предварительно показав их рукой в воздухе; • определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив; • написать «геометрический диктант» — на плоскости листа под диктовку педагога расположить требуемые геометрические фигуры.
-
На третьем этапе
• определить пространственные соотношения между предметами, обозначить их вербально; • провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции или наглядно представленному образцу; • определить пространственные соотношения элементов графических изображений; • выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции; • провести ориентировку на основе предложенного плана и т. д.
-
Развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе«глаз - рука»
-
Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно (симультанно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975).
-
Виды коррекционно – развивающих заданий
Узнавание стилизованных изображений предметов Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов
-
Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала
-
Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях
-
Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе а) Ю О С Э НИП в) Ь Б Я Р Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям
-
Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей Различение правильно и зеркально изображенных буквенных , и цифровых знаков
-
• Преобразование фигур, букв или цифр.• Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта
-
Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фигур, символов, знаков и т.д.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.