Содержание
-
Портфолио- технология накопления и систематизации знаний
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству Уильям Джеймс
-
Термин «портфолио» (от франц. porter — носить + лат. in folio — в размер листа), некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, деятельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде художников, журналистов, активно используется в школьной и вузовской образовательной практике, поскольку не зависит напрямую от предметного содержания.
-
Портфолио планируется заранее и создается в течение достаточно продолжительного периода (четверть, семестр, год и более). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволяет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами. Если о портфолио школьника написано и сказано уже немало, то портфолио учителя, администратора, образовательного учреждения — это пока еще новая область в сфере образования. Уже созданы разработки электронных портфолио учителя, по аналогии с которыми может быть разработано портфолио студента, магистранта, аспиранта, преподавателя вуза. Форма портфолио уже включена в аттестационную деятельность учителя и администратора образовательного учреждения. Перспективным представляется такое направление, как применение портфолио в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
-
В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях. Наряду с учебным в образовательной практике используют и другие разновидности портфолио. Портфолио достижений суммирует результаты работы по конкретному блоку учебного материала. Рефлексивное портфолио основано на анализе и оценке субъектом целей, хода и результатов своей учебной работы, особенностей работы с источниками информации, ощущений, впечатлений и т.д. (может быть связано с отдельной проблемой). Проблемно ориентированное портфолио отражает цели, процесс, результат решения конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной). Портфолио развития навыков гуманитарного мышления отражает работу на уровне анализа — оценивания — сравнения.
-
Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио: Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности. Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования. Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности. Портфолио комплексный - объединивший в себе вышеперечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.
-
Структура портфолио учителя. Вариант №1. 1. Общие сведения об учителе ФИО. Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, что бы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным. Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!
-
Год рождения. Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио. Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно! Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой, тем боле если, к примеру, директор или завуч школы - мужчина ))
-
Образование В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь. Трудовой и педагогический стаж работы Этот раздел как бы отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя.
-
Повышение квалификации В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связанны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).
-
Награды, грамоты, благодарственные письма Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.
-
Структура портфолио учителя. Вариант №2 Представленная модель портфолио состоит из 8 разделов: 1) Визитная карточка; 2) Курсовая подготовка; 3) Дидактические разработки; 4) Методическая работа; 5) Внеурочная деятельность; 6) Результативность обученности по предмету; 7) Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах; 8) Достижения и награды.
-
I раздел. Визитная карточка Содержит следующую информацию: Фамилия, имя, отчество учителя Фотография Преподаваемый предмет Стаж работы Категория, разряд Педагогическое кредо Название учебного заведения Система или технология, в которой работает педагог
-
II раздел. Образование В данном разделе содержится информация об образовании педагога и о курсах повышения квалификации: Название учебного заведения, год его окончания, специальность Название курса, год прохождения курсовой подготовки, учреждение Свидетельства, сертификаты и дипломы, подтверждающие прохождение курсовой подготовки Название курса Год прохождения Учреждение № свидетельства 1. 2. 3.
-
III раздел. Дидактические разработки В данный раздел могут быть помещены материалы по следующим направлениям: Авторские программы: по предмету факультативов и кружков элективных курсов Элементы педагогических технологий Конспекты открытых уроков Упражнения и задания, разработанные педагогом и получившие общественное признание
-
IV раздел. Методическая работа В данном разделе отражается работа педагога в методических объединениях, советах, комиссиях, проблемных творческих группах, сотрудничество с методическим центром, институтами повышения квалификации, ВУЗами и пр. Тема работы Форма сотрудничества Вид и уровень методической службы Результат Краткий вывод об эффективности участия 1. 2.
-
V раздел. Внеурочная деятельность В данном разделе найдёт отражение работа учителя по подготовке учащихся к различным конкурсам, олимпиадам, фестивалям, а также организация экскурсий, культпоходов и иных мероприятий, повышающих интерес учащихся к предмету. Таблица 1 Название конкурса, предмет олимпиады Уровень Количество заявленных участников Результат 1. 2.
-
VI раздел. Результативность обученности по предмету Количество учащихся % учащихся % учащихся, подтвердивших хорошие и отличные отметки при переходе в следующий класс
-
VII раздел. Результативность участия педагога в профессиональных конкурсах Уровень Название Результат VIII раздел. Награды и достижения педагога
-
Цель создания портфолио учителя: У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.
-
Литература: 1. Идиатуллина ЭД. Портфолио учителя // Справочник руководителя ОУ. 2004. № 6. 2. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые. 8-е изд. М., 2005. 3. ПейнСДж., Чошанов М. Учебные портфолио — новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000. № 1.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.