Содержание
-
Учитель математики Фарух Наталья Евгеньевна МОУ СОШ № 7 с УИОП г. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ
-
ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»
Портфолио – новое слово для российской педагогики. Слово «портфолио» не склоняется; словарь допускает использование этого слова в мужском и среднем роде. Согласно современным словарям, портфолио– это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов) Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
-
ЦЕЛИ ПОРТФОЛИО
У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать портфолио учителя. Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
-
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов Проблемно- -исследовательский Тематический Методический Рефлексивный портфолио Папка достижений
-
ПАПКА ДОСТИЖЕНИЙ Направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.)
-
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОРТФОЛИО Раскрывающий динамику личностного развития учителя, помогающий отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем все, что делалось в течение определенного срока ( например, в течение года, нескольких лет ).
-
ПРОБЛЕМНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ Связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции.
-
Т Е М А Т И Ч Е С К И Й Создаваемый в процессе работы по определенному проекту, теме, разделу.
-
М Е Т О Д И Ч Е С К И Й В нем помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, собранные или созданные им самим.
-
ПРИМЕРНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИОРаздел I. Общие сведения об учителе.
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях: • фамилия, имя, отчество, год рождения; • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); • трудовой и педагогический стаж работы в данном ОУ; • повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; • дипломы различных конкурсов; • другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.
-
ПРИМЕРНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИОРаздел II. Научно-методическая деятельность.
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: • обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы; • обоснование выбора используемых образовательных технологий; • обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
-
• работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; • участие в методических и предметных неделях; • организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.; • проведение научных исследований; • разработка авторских программ; • написание рукописей кандидатской или докторской диссертации; • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи; другие документы
-
ПРИМЕРНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИОРаздел III. Внеурочная деятельность по предмету.
Раздел содержит документы: • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.); • программы работы кружков и факультативов; • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; ·другие документы.
-
ПРИМЕРНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИОРаздел IV. Результаты педагогической деятельности.
В этот раздел помещаются: • материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; • сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; • сведения о наличии медалистов; • сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
-
ПРИМЕРНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИОРаздел V. Учебно-материальная база.
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): • список словарей и другой справочной литературы по предмету; • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); • наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); • наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.); • аудио- и видеопособия; • наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.; • измерители качества обученности учащихся; • другие документы по желанию учителя.
-
АТТЕСТАЦИЯ
Проблема аттестации учителей, оценки их деятельности особо актуальна в управлении современной школой. Совершенствовать процесс работы с педагогическими кадрами помогает одна из наиболее адекватных форм проведения аттестационных испытаний педагогических работников - презентация портфолио педагога, цель которой – проанализировать и представить значимые результаты в разных видах деятельности – обучающей, воспитывающей, творческой, самообразовательной, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя,стимулировать к внедрению в практику новых методик. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетентности, например умение решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям. Согласно действующему Положению об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, она проводится на основе экспертной оценки уровня их квалификации, профессиональной компетентности, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности. В этом случае можно оценить не только профессиональные знания педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетентности, например умение решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.
-
Следует особо отметить, что некоего образца портфолио, то есть исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъективную позицию учителя как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя свои знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения у разных педагогов могут существенно отличаться. Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. У каждого свои интересы и потребности, свое видение окружающей действительности, а значит и свое представление о том, что должен содержать портфолио. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.