Содержание
-
Проект духовно-нравственного воспитания дошкольников«Праздники моего народа»
Г. Котовск 2021
-
«У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, и каждый народ должен питать собственные свои силы, чтобы вырастало сердце русского человека своими лучшими качествами, достоинством, теплотой, добродушием, глубиной чувств, задушевностью в отношениях, силой и стойкостью русского характера, мудростью народной, полному уважения и любви к своему народу, Отечеству», - писал К.Д. Ушинский.
-
Цели и основные задачи проекта
Цель: развитие и саморазвитие личности ребенка в процессе приобщения к национальной культуре. Задачи: Сформировать основы эстетического сознания и эстетического отношения к миру, культурные потребности ребенка и эмоциональную отзывчивость, специальные художественные способности. Ознакомить с основами православной культуры, с обычаями, традициями, бытом и обрядовыми праздниками русского народа, с русским фольклором. Воспитать патриотизм, доброту, отзывчивость, бережное отношение к ценностям своей Родины.
-
Основные принципы проекта
Принцип гуманизации: соблюдение прав ребенка, закрепленных законодательством РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка. Принцип сотрудничества: построение взаимоотношений на основе творческого взаимодействия всех участников образовательного процесса. Принцип развивающего обучения: отказ от репродуктивных методик и применение методов, стимулирующих творческую мыслительную деятельность, развитие художественно-эстетических способностей. Принцип индивидуализации: всесторонний учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, построение индивидуальных траекторий развития. Принцип целостности: построение воспитательно-образовательной работы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания дошкольников. Принцип интегрированности: сочетание различных видов деятельности.
-
Описание проекта
Проект «Праздники моего народа» рассчитан на 4 года. Участники проекта: дошкольники, родители, педагоги детского сада.
-
Гипотеза
Культурный опыт поколений находится во взаимосвязи с настоящим опытом. Верность традициям без пренебрежения к запросам реального времени смогут по-настоящему духовно обогатить ребенка, сделать их лучше, чище, научить уважать историческое наследие своего народа.
-
Проблемные вопросы
С какими праздниками стоит знакомить детей? С чего начинать: с народных или православных праздников? Какие праздники стоит проводить с участием детей? Как правильно преподносить детям знания об обрядовых праздниках, делая информацию понятной? Как избежать формирования суеверий? Как организовать работу с родителями?
-
Этапы проекта
Организационный: изучение спроса родителей, их мнения, обсуждение проблемы на педагогическом совете, консультации в Воскресной школе. Практический: реализация проекта на протяжении 4 лет (знакомство с народным календарем, проведение занятий, праздников). Заключительный: диагностика, обобщение опыта, выступление на педагогическом совете.
-
Соответствие проекта требованиям современности
Актуальность. Проект нацелен на решение проблемы, значимой для современного общества. Реалистичность. Планируемые цели соответствуют необходимым для их достижения средствам. Контролируемость. Определяются конечные и промежуточные результаты. Прогностичность. Проект ориентирован на удовлетворение «завтрашнего» заказа.
-
Прогнозируемые результаты
Освоение детьми знаний об обычаях, традициях и обрядах русского народа. Развитие интереса к возрождению традиций праздничной культуры у детей и родителей. Формирование понимания смысла православных праздников и религиозных обычаев. Повышение духовно-нравственного уровня дошкольников. Создание благоприятной атмосферы в группе. Активная поддержка со стороны родителей. Обращение детей и родителей к православной культуре.
-
Организационный этап
Изучение мнения родителей: анкетирование, беседы, родительское собрание. Изучение мнения коллег: выступления на педагогическом совете, обсуждение имеющегося опыта работы. Консультирование: специалисты отдела образования, настоятель Благовещенской церкви, специалисты центра православной культуры дома детского творчества. Сбор материала: сбор диагностических данных на этапе внедрения проекта, изучение литературы, материалов Интернет, опыта коллег. Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов, сценариев.
-
Практический этап
Реализация перспективного плана работы. Знакомство с народным календарем. Знакомство с народными праздниками. Знакомство с православными праздниками. Проведение обрядовых праздников. Оформление развивающей среды. Оформление фотовыставок и фотоальбомов, выставок работ, праздничных газет. Проведение открытых мероприятий. Привлечение к подготовке и участию в праздниках родителей.
-
Обрядовые праздники
Вторая младшая группа: осенины, веснянка, Троица. Средняя группа: осенние посиделки, зимние Святки, Масленица, Пасха, Троица. Старшая группа: осенняя ярмарка, Коляда, Масленица, прилет птиц (Сорок сороков), Пасха, Троица, Медовый спас. Знакомство с Успением, Кузьминками. Подготовительная к школе группа: Рождество Богородицы, Покров, зимние Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас. Знакомство с Благовещением, Вербным воскресением, Красной горкой.
-
Формы работы по ознакомлению с обрядами и традициями
Занятия: по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; по ознакомлению с художественной литературой; по изобразительной деятельности; музыкальные; физкультурные. Режимные моменты. Игры: сюжетно-ролевые; дидактические; театрализованные. Экскурсии и прогулки. Праздники и развлечения.
-
Святки
«Пришла Коляда накануне Рождества…» Святками называют время от 7 января до 18 января, от Рождества Христова до Крещения. Святки соединялись с чествованием Коляды – бога Зимы. Дети учат колядки, высказывают друг другу пожелания, от души веселятся.
-
Масленица
«Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!» Проводы зимы - один из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников. Дети знакомятся с каждым днем масленичной недели, учат обрядовые песни, весенние заклички. Праздник проходит на улице и традиционно заканчивается сжиганием чучела. Праздник яркий, костюмированный, веселый.
-
Пасха
Дети знакомятся с содержанием православного праздника Пасха, приобщаются к традиции изготовления «писанок», подставок для пасхальных яиц, слушают песнопения, старшие дети знакомятся с идеей и смыслом пасхального поста. На празднике дети исполняют песни, стихи, водят хороводы. К праздничному чаепитию обязательно подаются пасхальные куличи.
-
ТРОИЦА
Главный атрибут праздника – береза. Интересен и символичен обряд завивания березки, с которым знакомятся дети. В этот праздник надевают светлые наряды, водят хороводы, плетут венки, угощаются караваем. Считается, что когда люди берутся за руки в хороводе, то земля, небо и березка отдают им свою живительную силу и забирают зло.
-
Сотрудничество с родителями
Я большое значение придаю и очень ценю атмосферу сотрудничества. Лишь через творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса возможно оптимальное развитие всех участников педагогического процесса, обогащение и раскрытие природного, национального, творческого потенциала. Родители – активные помощники в подготовке и проведении праздников.
-
-
Заключительный этап
Диагностика. Изучение мнения родителей, коллег. Выступления на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях. Накопление разработок сценариев, конспектов занятий, развлечений, праздников. Публикация в СМИ. Обмен опытом работы с коллегами.
-
Достигнутые результаты
Сформированность представлений о традициях, обычаях и обрядовых праздниках народа, понимание их смысла. Повышение общего уровня воспитанности дошкольников. Благоприятный психологический уровень в группе. Повышение уровня развития творческих способностей. Развитие сотрудничества. Повышение роли института семейного воспитания.
-
Подтверждение гипотезы
Культурный опыт былого продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, подчас и с современным смыслом. Старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Мы должны возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении дошкольников с православными и народными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Если педагог обладает знаниями традиций праздничной культуры, то он сумеет привить детям интерес к их возрождению, правильно объяснит смысл обрядов и традиций, избежит формирования страха и суеверий.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.