Содержание
-
МКУ «Управление образования Администрации г.Бийска»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка - Детский сад № 7» «Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Щетинина Н.В. Воспитатель г.Бийск 2014
-
«Развитие – это не само знание, а умение его использовать, умение его добывать, знание своего незнания.»В.П. Зинченко
-
Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Как показывает практика,в процессе осуществления проектной деятельности, ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе темыработы:«Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
-
Цель работы: Развитие познавательных способностей детей посредством проектной деятельности.Задачи:1. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; творческой заинтересованности. 2. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, умения договариваться со сверстниками в процессе совместной исследовательской деятельности.3. Расширять кругозор детей посредством проектной деятельности.4. Воспитать волевые усилия детей при поиске той или иной информации; самоконтроль и саморегуляцию своих действий.5.Взаимодействовать с семьей в работе детского сада: совместные взросло-детские проекты.
-
Принципы:
Принцип научности Принцип доступности Принцип систематичности и последовательности Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания Принцип целостности Принцип активного обучения Принцип креативности Принцип результативности
-
Что такое проект?
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.
-
Виды проектов, используемых в работе ДОУ:
исследовательско-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта); ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов); практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников); творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
-
По продолжительности:
Краткосрочными Средней продолжительности Долгосрочные По количеству участников: Индивидуальные Парные, групповые Межгрупповые и др.
-
Современное понимание метода проектов для ребенка:
заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить детям, что проект – это 5 «П»(пять пальцев руки): 1. Проблема; 2. Проектирование или планирование; 3. Поиск информации; 4. Продукт; 5. Презентация. + Шестое «П» (творческое)- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
-
При работе над проектом педагогу необходимо:
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Развивать творческое воображение и фантазию детей. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
-
Что такое проектная деятельность?
(по Полат Е.С. и др.) Проектная деятельность – определенная совокупностьучебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов Проектная деятельность – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
-
Проектное обучение развивает:
исследовательские умения (видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; классифицировать; сравнивать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи) умения работать в команде(происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности); коммуникативные умения(умение не только высказывать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую)
-
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна, в которой содержание должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие познавательно речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие
-
Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
-
Освоение проектной деятельности происходит поэтапно(по материалам Е.С.Евдокимовой):
-
Преимущества проектного метода:
является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; повышает качество образовательного процесса;служит развитию критического и творческого мышления; способствует повышению компетентности педагогов; это уникальное средство обеспечения сотрудничества и партнерства между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: воспитателями, детьми и их родителями, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию.
-
Спасибо за внимание !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.