Содержание
-
«Подготовка детей к школе в детском саду, с учетом ФГОС ДО»
-
Актуальность проекта Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.
-
ФГОС ДО. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы; в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности; д) проявляют способность к волевым условиям; е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей; ж) проявляют способность к принятию собственных решений.
-
Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем. Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития. Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности.
-
Сроки реализации: долгосрочный Вид проекта: познавательно – творческий Возраст детей: старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет Участники проекта: воспитатель идети группы № 3 «Каруселька», родители воспитанников, учащиеся и учителя начального звена МСОШ № 4. Идея проекта: Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе, в условиях ФГОС ДО. Тема проекта: «Скоро в школу!» Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
-
Цель: -формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; - создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу. Задачи: 1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться). 2. Формировать учебно - познавательные мотивы. 3. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения. 4. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку. 5. Способствовать снижению чувства тревожности. 6. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
-
Педагоги: • получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях; • реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий; • получат возможность оперативного получения «обратной» связи. Родители: • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка; • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами. Дети: • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями. Ожидаемые результаты проекта:
-
План реализации проекта проходит в три этапа: Подготовительный этап В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы: - изучение научной и методической литературы по теме проекта; - диагностика; - анкетирование родителей; - планирование образовательной деятельности в рамках проекта; - комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей; -разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса; - обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе; - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).
-
План сотрудничества с родителями детей
-
План образовательной деятельности по подготовке детей к школе
-
Основной этап - реализация проекта Взаимодействие ДОУ и НСОШ (совместное мероприятие), а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.
-
Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников. Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовкедетей к школе. Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач: 1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;2. формирование положительного эмоционального 3. формирование опыта учебной деятельности.
-
Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: 1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое); 2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: • Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний. • Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. • Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности. • Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.
-
14 1.Сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу». 4.Рассматривание картины по школьной тематике. 5.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов. 6.Рисование на темы: «Моя школа», «Мои впечатления от экскурсии в школу». 7.Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях. 8.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. 9.Словесные, дидактические, интерактивные игры на школьную тематику. Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе
-
Использование современных педагогических технологий в ДОУ. Современным педагогическим технологиям присущи следующие характеристики: гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта. Все выше сказанное и составило предпосылки для совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ. Поиск новых форм педагогической работы, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стали широко использоваться технологии проектной деятельности. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работая по современным образовательным технологиям, у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование, что всегда актуально для педагогической профессии.
-
Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Учебно-воспитательные технологии Психолого-педагогические технологии Организационно-педагогические технологии Личностно-ориентированные технологии Развивающие технологии Воспитательные технологии ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология проектного обучения
-
На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.
-
Роль родителей в подготовке к школе Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе: Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Основные принципы организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; отсутствие формализма в организации работы с семьей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
-
Формы взаимодействия подразделяются: - на коллективные, - индивидуальные, наглядно-информационные. Нетрадиционные формы общения с родителями: • Совместные досуги, праздники. • Участие родителей в выставках. • Организация дней открытых дверей. • Выпуск газет. • Устные педагогические журналы. • Занятия о профессиях, которые проводят родители.
-
Заключительный этап. На завершающем этапе планируется: - оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации; - семинар – практикум для педагогов в рамках проведения ГМО «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»; - создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса; - фотосессия.
-
Результат сотрудничества ДОУ и школы. улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе; обеспечение естественности перехода из детского сада в школу; углубление интереса к жизни в школе; обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу. Встречи родителей с будущими учителями. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.
-
Советы родителям будущих первоклассников: Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной. Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами. Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые. Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью. Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность. Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
-
Заключение. На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы: 1) поставленная цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”;3) мы подробно познакомились с учреждениями - детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.