Содержание
-
Психология и педагогика высшей школы
Курс лекций Автор: д.п.н. Савина Н.Н.
-
-
Объект и предмет педагогики
Объект науки педагогики – это процесс воспитания, обучения и образования человека Предмет науки педагогики – это противоречия, закономерности, способы осуществления воспитания, обучения и образования как целенаправленного процесса
-
Цель педагогической науки
Цель педагогики – выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования
-
-
-
-
-
-
Педагогика высшей школы
Педагогика высшей школы – это раздел общей педагогики, изучающей закономерности, осуществляющей теоретическое обоснование, разрабатывающей принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. Предметом изучения является процесс обучения и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием. К задачам педагогики высшей школы можно отнести: 1. Формирование у преподавателей высшей школы умений и навыков методически обоснованного проведения всех видов учебной, научной и воспитательной работы. 2. Установление связи обучения, профессиональной подготовленности и формирование у студентов устойчивых навыков проведения исследовательской работы на основе этой связи. 3. Преобразование учебного процесса в процесс развития самостоятельного, творческого мышления. 4. Формирование, развитие, проявление педагогического мастерства с целью мобилизации студентов на разнообразные творческие действия. 5. Вооружение педагогов психологическими знаниями. 6. Использование содержания педагогики высшей школы в качестве программы действий по организации и проведению многообразных видов педагогической деятельности.
-
Рекомендуемая литература
-
-
-
-
Дидактика
Педагогическую науку традиционно делят на дидактику (теорию обучения) и теорию воспитания. Термин «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий) впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и автор первого учебника по теории обучения «Великая дидактика» Я. А. Коменский.
-
Определение дидактики
Дидактика высшей школы— это наука об обучении в вузе, исследующая его цели, закономерности, принципы, содержание, методы, средства, организацию и достигаемые результаты. Она направлена также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения. Общая дидактика призвана дать ответы на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования. Частные дидактики (предметные или частные методики) разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика высшей школы).
-
Объект и предмет дидактики
Объект дидактики высшей школы— обучение во всем его объеме и во всех аспектах в условиях вуза. Предмет дидактики высшей школы— система отношений «преподаватель—студент», «студент—учебный материал», «студент—другие студенты», «преподаватель—учебный материал— студент».
-
Золотое правило дидактики
-
Дидактика Я.А. Коменского
-
Вопросы дидактики
-
Рекомендуемая литература
-
Взаимосвязь педагогики и психологии
Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А. Коменский. Все выдающиеся педагоги говорили о необходимости понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить образование (обучение и воспитание) возможно только в соответствии с этими свойствами, потребностями, возможностями.
-
Связь педагогики и психологии
Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний учащихся регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе педагогов выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. А результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.Третий узел связи - это методы исследования. Междисциплинарные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.).
-
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология педагогическая – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Разделы педагогической психологии: 1. Психология обучения 2. Психология воспитания 3. Психология педагогической деятельности и личности педагога
-
-
Сенсорные процессы- это ощущения
Ощущение( от лат. sensus – ощущение) – это элементарныйпсихический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком
-
-
Перцептивный процесс
Восприятие ( от лат. percipere -воспринимать) – это психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств
-
Перцептивные гипотезы
-
Агрессивная среда
-
Иллюзии зрительного восприятия
-
Эффект удержанного изображения
-
Фигуро-фоновое восприятие
-
Иллюзия движения
-
Зрительный анализатор
-
Корковые центры анализаторов
-
-
Мнемические процессы
Память – сложное психическое явление, проявляющееся в способности человека запоминать, сохранять в сознании и в последующем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
-
-
Виды памяти
Долговременная Сенсорная (иконическая) Когнитивная (краткосрочная) Кратковременная Оперативная Образная: зрительная, слуховая, двигательная Эмоциональная Вербально-логическая Произвольная и непроизвольная Механическая
-
Психология памяти
-
Центры памяти в головном мозге
-
Как запомнить учебную информацию
-
Опорные сигналы Шаталова
-
Опорные сигналы
-
Опорный конспект Шаталова
-
Методика В.Ф.Шаталова
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.