Презентация на тему "Работа с текстом Л.А. Жуховицкого"

Включить эффекты
1 из 27
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Работа с текстом Л.А. Жуховицкого". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Работа с текстом Л.А. Жуховицкого
    Слайд 1

    Работа с текстом Л.А. Жуховицкого

    (задание «С»)

  • Слайд 2

    1)Когда-тосуществовалогосударство, где «слабость» вчеловекеначиналиискоренятьдаженесколыбели, апрямосмоментарождения. (2)Помню, каквосхищаламенявдетствесуроваяигордаяромантикаДревнейСпарты. (З)Мненравилосьвсёвэтойудивительнойстране: ито, чтослабыхдетейсбрасывалисоскалы, ичтомать-спартанкапровожаласынанавойнунеслезами, апрекрасной, афористичнойфразой: «Сощитомилинащите», ичтомаленькийспартанец, пронёсшийвшколуподрубахойживоголисёнка, неплакалинекричал, когдазверёквгрызалсявеготело. (4)Мальчикумер - номолча! (5)3начительно позжеязадалсебеодинвопрос: почемужеисторияСпартыбылатакойбедной - войныдавосстаниярабов? (б)Почемугосударство, гдеосновнойдоблестьюсчиталасьстойкость, всё-такинесумеловыстоять? (7)Почемуспартанцы, которыхготовиликборьбе, итолькокборьбе, всёравнопотерпеливэтойборьбепоражение? (8)Постепеннояпонял: всёбылозакономерно. (9)МужественнаяСпартапогиблаотсобственнойбездарности. (10)Вэтойстранесбюрократическойпланомерностьюсразупослерожденияубивалигениев. (11)Впропастьшвырялислабосильныхинестандартных, тоестьтех, ктовдальнейшемпростовынужденбылбыпротивопоставитьбезукоризненноймужественностиокружающихмощьразумаисилудуха. (12)Тех, когонепосильнаятяжестьмечапоневолеотталкивалабыкрезцу, линейкеиперу. (13)Тех, длякого «выжить» означалобы - «изобрести». (14)Соскалысбрасывалинетолькобудущихучёныхипоэтов, ноиполководцев. (15)ХилыйСуворовималенькийНаполеонполетелибывпропастьнаобщихоснованиях. (16)Кстати, убиваябольных, спартанцыпопутноубивалиталантвздоровых. (17)Ничтотакнестимулируетпрогресс, какзаботаослабом. (18)Избавляясьотслабыхикалек, спартанцыизбавлялисьотпрогресса.

  • Слайд 3

    19)0т знаменитогогосударства, кромепамятиовоинскойдоблести, неосталосьничего: нимудрыхстихов, нистатуй, нинаучныхзаконов. (20)Неинтереснаябыластрана. (21)Намизвестноизлегенд, чтоспартанки, материижёны, умелиотказыватьсяотлюбви. (22)Умелилионилюбить — легендыобэтоммолчат. (23)Холоднаябыластрана. (24)Историяюногогероя, убитоголисёнком, говорит, увы, нетолькоомужествемальчика. (25)Этотсмельчакбылещёитрус. (26)Болинеиспугался, смертинеиспугался - испугалсяобщественногомнения. (27)Конечно, любоеобществобезобщественногомненияразваливается. (28)Новедьобщество, гдепротивобщественногомненияневосстают, перестаётразвиваться, загниваетитожеразваливается. (29)ВСпартебоялисьобщественногомнения. (ЗО)Робкаябыластрана. (31)Спартанцыумелизащищаться - ночтоимбылозащищать? (32)Нелюбимыхжёнинелюбящихматерей? (ЗЗ)Правосбрасыватьсоскалы? (34)Свободу? (35)Новедьисвободанужначеловекунесамапосебе, акаксредстворазвитияличности. (Зб)Там, гделичностьнеразвивается, свободапостепенноотмираетзаненадобностью. (37)НасколькожеярчеибогачебылаисторияАфин, гдедетейрастилидлявсегомногообразияжизни! (ЗВ)Конечно, реальнаяСпартабылаобычней, будничнейлегендарнойинестольразительноотличаласьотАфин. (39)Ноиэтогоразличияоказалосьдостаточно, чтобыСпартаумерла, неоставивпослесебяничего, кромеславы, аАфинызаложилифундаментсовременнойкультуры. (40)Кстати, напряжённаядуховнаяжизнь, бурноеразвитиенаукииискусстванискольконемешалиафинянамбытьмужественными: ведьборьбугрековпротивперсидскихзавоевателейвозглавилиименноАфины. (41)Воспитаниеволиирешительности - задачаважная, нодалеконеединственная. (42)Преждевсегочеловеканужновоспитатьчеловечным -иначеонвсюжизньбудетборотьсятолькозасебя.  

  • Слайд 4

    Чтобы сочинение соответствовало предъявляемым ему требованиям, мы должны: Выбрать и правильно сформулировать ОДНУ из проблем, поставленных автором в тексте. Прокомментировать ЭТУ проблему. Сформулировать позицию автора по ЭТОЙ проблеме. Высказать СВОЁ согласие или несогласие с автором по ЭТОЙ авторской позиции. Привести ДВА (учитываются только первые два) аргумента, подтверждающие ВАШУ точку зрения. (Примеры из литературы и жизни – это только примеры, иллюстрации, а аргумент – это элемент рассуждения, МЫСЛЬ.) Подвести некий итог всему сказанному, чтобы сочинение не выглядело незавершённым. (Одно –два предложения.)

  • Слайд 5

    Как показывает опыт, главная сложность в написании первой части сочинения (пункты 1- 3) заключается в том, что многие пишущие «забывают» о сформулированной ими проблеме и начинают в комментарии рассуждать о какой-то другой проблеме, выявленной ими в тексте. Более того, позицию автора иногда находят по третьей проблеме. В этом случае баллы они рискуют получит только за орфографию, пунктуацию, грамматику и речь.

  • Слайд 6

    ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО лучше всего пойти от позиции автора: Формулируем позицию автора, которая нам понятна. Задаём вопрос, ответом на который служило бы то, что сформулировано в пункте 1. Комментируем проблему (проблема – это сложный вопрос, требующий разрешения), сформулированную в пункте 2. Ставим все части на подобающее им место: 1 – проблема (пункт 2), 2 – комментарий (пункт 3), 3 – позиция автора (пункт 1). Не забываем об абзацном членении: за его отсутствие снимают баллы.

  • Слайд 7

    Попробуем проделать эту работу. Предложенный текст даёт возможность работать с несколькими проблемами. Рассмотрим варианты.

  • Слайд 8

    1. Выявить основную мысль (или несколько существенных мыслей)

    «Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности», потому что всех, кто мог бы стать талантливым учёным, изобретателем, поэтом, полководцем, уничтожали в младенчестве, оставляя только физически сильных детей. «Воспитание воли и решительности – задача важная, но далеко не единственная. Прежде всего человека нужно воспитать человечным.» Отношение к слабым характеризует общество. Забота о тех, кто физически уступает большинству, стимулирует прогресс. Общество, которое не умеет и не хочет заботиться о слабых, обречено на гибель. Истинная смелость – это не только умение, не дрогнув, встретить опасность, но и способность противостоять общественному мнению, отстаивая свою точку зрения. Любая человеческая личность ценна, нельзя «отсортировывать» людей на основании каких-либо физических качеств. Физически слабые люди вынуждены противопоставлять мужественности окружающих «мощь разума и силу духа». Именно эти люди и двигают вперёд науку и технику, создают шедевры искусства. Мы получили варианты АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ.

  • Слайд 9

    2. Задать вопрос так, чтобы полученные высказывания отвечали на него

    1. «Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности», потому что всех, кто мог бы стать талантливым учёным, изобретателем, поэтом, полководцем, уничтожали в младенчестве, оставляя только физически сильных детей. Почему погибла Древняя Спарта? «Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять?» 2. «Воспитание воли и решительности – задача важная, но далеко не единственная. Прежде всего человека нужно воспитать человечным.» Какие качества нужно воспитывать в ребёнке? Можно ли уделять основное внимание воспитанию воли и решимости в ущерб духовности?

  • Слайд 10

    3. Отношение к слабым характеризует общество. Забота о тех, кто физически уступает большинству, стимулирует прогресс. Общество, которое не умеет и не хочет заботиться о слабых, обречено на гибель. Как характеризует общество стремление избавиться от физически слабых членов? Выигрывает ли общество от того, что избавляется от физически слабых членов? 4. Истинная смелость – это не только умение, не дрогнув, встретить опасность, но и способность противостоять общественному мнению, отстаивая свою точку зрения. Что такое смелость? Определяется ли она только способностью не дрогнуть в бою?

  • Слайд 11

    5. Любая человеческая личность ценна, нельзя «отсортировывать» людей на основании каких-либо физических качеств. Физически слабые люди вынуждены противопоставлять мужественности окружающих «мощь разума и силу духа» . Именно эти люди и двигают вперёд науку и технику, создают шедевры искусства. Можно ли «отсортировывать» людей по каким бы то ни было качествам? Как такой безнравственный подход влияет на развитие общества? Мы получили формулировки проблемы по каждой авторской позиции.

  • Слайд 12

    Теперь нужно выбрать одну из сформулированных проблем. Выбор зависит от того, по какой из проблем вы можете найти подходящие аргументы. Аргументы могут быть взяты из литературы ( художественной, публицистической или научной) и из жизненного опыта. Оптимально: Л + Лили Л + О

  • Слайд 13

    Выбрав проблему, нужно её прокомментировать. Комментарий состоит из двух частей: Тип проблемы, её актуальность, её важность для всех людей или только определённых социальных или возрастных групп, интерес к ней в художественной литературе. Комментарий с опорой на текст (именно его в первую очередь проверяет эксперт): На каких примерах рассматривает проблему автор текста? Что интересует его в первую очередь? Почему он обратился к этой проблеме? И т.д.

  • Слайд 14

    Комментарий к проблеме

    Почему погибла Древняя Спарта? «Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять?» Это, безусловно, проблема не историческая, а общечеловеческая, потому что ответ на этот конкретный вопрос помогает выявить общие законы развития человеческого общества. Писатель Л.А.Жуховицкий, обратившись к истории Древней Спарты, «суровая и гордая романтика» которой восхищала его в детстве, вспоминает известные всем факты и даёт им трактовку, отличающуюся от привычной. Оказывается, что это страна «неинтересная», «холодная» и «робкая», потому что её жители избавлялись от гениев, не воспитывали в своих детях человечности, не умели любить и боялись общественного мнения больше, чем смерти.

  • Слайд 15

    2. Какие качества нужно воспитывать в ребёнке? Можно ли уделять основное внимание воспитанию воли и решимости в ущерб духовности? Безусловно, это вечная нравственная проблема. Во все времена люди думали о том, как воспитывать своих детей, какие качества развивать в них в первую очередь. Приоритеты менялись в зависимости от того, какие качества общество считало ценными. Поэтому решение проблемы представлялось разным, например, в России 19 века и в Советском Союзе. То же самое можно сказать и о других странах. Именно с этой важнейшей проблеме обратился известный писатель Л.А. Жуховицкий. Он попытался решить эту проблему на примере Древней Спарты, которая погибла, по его мнению, прежде всего потому, что физическую силу, стойкость и смелость ценило выше духовности и человечности.

  • Слайд 16

    3. Как характеризует общество стремление избавиться от физически слабых членов? Выигрывает ли общество от того, что избавляется от физически слабых членов? Это серьёзная нравственная проблема, которая касается любого общества и любого человека. В разные времена её решали по-разному, в зависимости от представлений о добре, гуманности и целесообразности. То, как общество решает вопрос об отношении к слабым, характеризует его, вероятно, наиболее полно. Писатель Л.А. Жуховицкий рассмотрел эту проблему на примере Древней Спарты, в которой вопрос решался жестоко и кардинально. Всех физически слабых детей просто сбрасывали в пропасть. Жуховицкий рассматривает последствия этого для государства, не касаясь моральной стороны подобного отношения к людям.

  • Слайд 17

    4. Что такое смелость? Определяется ли она только способностью не дрогнуть в бою? Смелость всегда традиционно относят к главным достоинствам человека, так же как трусость считают «одним из главных пороков». Но часто забывают о том, что она бывает разная. Случаются в жизни ситуации, когда смелость нужно проявить не перед лицом злобного врага или смертельной опасности, а в мирной и спокойной, казалось бы, жизни. О важности такой смелости – смелости противостоять общественному мнению – говорит Л.А. Жуховицкий. Обращаясь к истории Древней Спарты, писатель убеждает нас в том, что это «робкая страна», потому что её граждане, не боявшиеся врагов, опасались пойти против общественного мнения.

  • Слайд 18

    5. Можно ли «отсортировывать» людей по каким бы то ни было качествам? Как такой безнравственный подход влияет на развитие общества? Это прежде всего нравственная проблема, которая не теряет своей актуальности на протяжении всей истории человечества. Добиваясь чистоты расы или избавляясь от людей нежелательного происхождения, в 20-м веке некоторые общества изгоняли и истребляли своих членов. Мы хорошо помним эти примеры и знаем, к чему они привели. Писатель Л.А. Жуховицкий не рассматривает моральную сторону этой проблемы. Обратившись к истории Древней Спарты, он показывает, как «отбраковка» сразу после рождения физически слабых детей повлияла на жизнь государства и во многом способствовала его гибели.

  • Слайд 19

    Итак, У нас есть формулировка проблемы, комментарий к ней и позиция автора по этой проблеме. (Критерии К1-К3) Теперь остаётся расположить их в нужном порядке: Формулировка проблемы Комментарий к проблеме Позиция автора по этой проблеме

  • Слайд 20

    Почему погибла Древняя Спарта? «Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять?» Это, безусловно, проблема не историческая, а общечеловеческая, потому что ответ на этот конкретный вопрос помогает выявить общие законы развития человеческого общества. Писатель Л.А.Жуховицкий, обратившись к истории Древней Спарты, «суровая и гордая романтика» которой восхищала его в детстве, вспоминает известные всем факты и даёт им трактовку, отличающуюся от привычной. Оказывается, что это страна «неинтересная», «холодная» и «робкая», потому что её жители избавлялись от гениев, не воспитывали в своих детях человечности, не умели любить и боялись общественного мнения больше, чем смерти. Автор убеждён в том, что «мужественная Спарта погибла от собственной бездарности», потому что всех, кто мог бы стать талантливым учёным, изобретателем, поэтом, полководцем, уничтожали в младенчестве, оставляя только физически сильных детей.

  • Слайд 21

    2. Какие качества нужно воспитывать в ребёнке? Можно ли уделять основное внимание воспитанию воли и решимости в ущерб духовности? Безусловно, это вечная нравственная проблема. Во все времена люди думали о том, как воспитывать своих детей, какие качества развивать в них в первую очередь. Приоритеты менялись в зависимости от того, какие качества общество считало ценными. Поэтому решение проблемы представлялось разным, например, в России 19 века и в Советском Союзе. То же самое можно сказать и о других странах. Именно с этой важнейшей проблеме обратился известный писатель Л.А. Жуховицкий. Он попытался решить эту проблему на примере Древней Спарты, которая погибла, по его мнению, прежде всего потому, что физическую силу, стойкость и смелость ценило выше духовности и человечности. Позиция автора предельно ясна: «Воспитание воли и решительности – задача важная, но далеко не единственная.» Прежде всего человека нужно воспитать человечным. Именно человечности, по мнению Л.А. Жуховицкого не хватало спартанцам, которые хотели видеть своих детей сильными и смелыми, но учили их доброте и любви.

  • Слайд 22

    3. Как характеризует общество стремление избавиться от физически слабых членов? / Выигрывает ли общество от того, что избавляется от физически слабых членов? Это серьёзная нравственная проблема, которая касается любого общества и любого человека. В разные времена её решали по-разному, в зависимости от представлений о добре, гуманности и целесообразности. То, как общество решает вопрос об отношении к слабым, характеризует его, вероятно, наиболее полно. Писатель Л.А. Жуховицкий рассмотрел эту проблему на примере Древней Спарты, в которой вопрос решался жестоко и кардинально. Всех физически слабых детей просто сбрасывали в пропасть. Жуховицкий рассматривает последствия этого для государства, не касаясь моральной стороны подобного отношения к людям. Автор уверен, что отношение к слабым характеризует общество. Забота о тех, кто физически уступает большинству, по его мнению, стимулирует прогресс. Общество, которое не умеет и не хочет заботиться о слабых, обречено на гибель, как погибла Древняя Спарта.

  • Слайд 23

    4. Что такое смелость? Определяется ли она только способностью не дрогнуть в бою? Смелость всегда традиционно относят к главным достоинствам человека, так же как трусость считают «одним из главных пороков». Но часто забывают о том, что смелость бывает разная. Случаются в жизни ситуации, когда её нужно проявить не перед лицом злобного врага или смертельной опасности, а в мирной и спокойной, казалось бы, жизни. О важности такой смелости – смелости противостоять общественному мнению – говорит Л.А. Жуховицкий. Обращаясь к истории Древней Спарты, писатель убеждает нас в том, что это «робкая страна», потому что её граждане, не боявшиеся врагов, опасались пойти против общественного мнения. Позиция автора ясна: истинная смелость – это не только умение, не дрогнув, встретить опасность, но и, может быть, даже в первую очередь, способность противостоять общественному мнению, отстаивая свою точку зрения. Эта способность очень важна, потому что не даёт обществу загнивать.

  • Слайд 24

    5. Можно ли «отсортировывать» людей по каким бы то ни было качествам? Как такой безнравственный подход влияет на развитие общества? Это прежде всего нравственная проблема, которая не теряет своей актуальности на протяжении всей истории человечества. Добиваясь чистоты расы или избавляясь от людей нежелательного происхождения, в 20-м веке некоторые общества изгоняли и истребляли своих членов. Мы хорошо помним эти примеры. Писатель Л.А. Жуховицкий не рассматривает моральную сторону этой проблемы. Обратившись к истории Древней Спарты, он показывает, как «отбраковка» сразу после рождения физически слабых детей повлияла на жизнь государства и во многом способствовала его гибели. Автор убеждён: любая человеческая личность ценна, нельзя «отсортировывать» людей на основании каких-либо качеств. Физически слабые люди вынуждены противопоставлять мужественности окружающих «мощь разума и силу духа» . Именно эти люди и двигают вперёд науку и технику, создают шедевры искусства.

  • Слайд 25

    Мы получили пять возможных вариантов начала сочинения. Чтобы продолжить работу, надо сформулировать собственную позицию и привести аргументы в её защиту. Спорить с автором этого текста едва ли имеет смысл. Аргументы нужно обдумать. Вот примеры: Проблема воспитания: семьи Ростовых, Болконских и Курагиных, Евгений Онегин и т.д. Проблема смелости: князь Андрей Болконский (смелость в общении с начальством и в бою), Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат (который в бою-то был смел) Проблема «отбраковки»: фашистская Германия

  • Слайд 26

    Проблема отношения к слабым: отношение к инвалидам в Советском Союзе, когда инвалидов войны свезли на Валаам, чтобы они не бросались в глаза обществу, которое не в состоянии о них позаботиться. Проблема ценности каждой личности: слепой певец АндреаБочелли, физически слабый писатель Александр Грин и т.д. Остальное вы должны придумать сами. Вспомните прочитанное (не обязательно по школьной программе), можете использовать примеры из кинофильмов, учитывайте только, что они «стоят» меньше.

  • Слайд 27

    Завершая работу, подведите итог. Вывод не должен быть слишком длинным, но должен быть, иначе сочинение будет иметь незавершённый вид. Не отходите в нём от проблемы, которую сформулировали вначале. Проверяя сочинение, убедитесь в том, что выдержали единство проблемы: прокомментировали ту проблему, которую сформулировали, позицию автора определили по ней же, а не по какой-то другой, своё мнение высказали в связи с этой позицией автора, а не с чем-то ещё в тексте. Это важно. Уделите внимание орфографии и пунктуации, не используйте слов, в написании которых не уверены.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке