Содержание
-
Дипломная работа
по теме «Развитие фантазии у детей дошкольного возраста»
-
Цель исследования: выявить особенности развития фантазии у детей дошкольного возраста. Объект исследования: развитие фантазии дошкольников. Предмет исследования: организация процесса развития фантазии у детей дошкольного возраста.
-
Гипотеза исследования: развитие фантазии в дошкольном возрасте может осуществляться в процессе слушания музыки при специально организованной деятельности, которая предполагает: - организацию обогащенной музыкальной среды группы; - накопление музыкального опыта детей, развитие изобразительной деятельности, активизацию творческого воображения и фантазии; - организацию самостоятельной продуктивной деятельности детей.
-
Перед нами стал ряд определённых задач по данной проблеме: Рассмотреть понятие фантазии в трудах зарубежных и отечественных учёных. Исследовать уровень развития фантазии у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать программу по развитию фантазии детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
-
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за воспитательным процессом, исследовательская работа, статистический метод обработки данных.
-
Теоретический анализ проблемы развития фантазии у детей дошкольного возраста
Фантазия [греч. Phantasia — воображение] — 1) способность к творческому воображению; 2) продукт воображения, мечта, выдумка, нечто неправдоподобное; 3) в искусстве — импровизация на какую-то тему. Фантазия изменяет облик действительности, отображенной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно познавательной ценностью. Творческая активность, порождающая фантазию, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимися в процессе деятельности.
-
Особенности развития фантазии в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста(констатирующий эксперимент)
Цель констатирующего эксперимента – изучение особенностей развития фантазии старших дошкольников в процессе слушания музыки. Задачи констатирующего эксперимента: Изучить особенности фантазии детей; Выявить уровень развития фантазии детей в условиях специально организованного процесса восприятия музыки; Определить особенности организации процесса восприятия музыки с детьми с целью развития фантазии;
-
Для решения первой задачи используется диагностика, включающая две методики. 1. Методика «Дорисовывание» 2. Методика «Нарисуй что-нибудь» Вторая задача решалась с помощью диагностического метода экспериментальной ситуации, целью которой было выявление особенности фантазии детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. В ходе решения третьей задачи была проведена очередная серия диагностик. 1. Наблюдение за организацией воспитателями процесса слушания музыки старшими дошкольниками в группах. 2. Анализ предметно-развивающей среды группы.
-
Выводы по констатирующему эксперименту
Развитие фантазии детей старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Констатирующий эксперимент показал, что у большинства детей данной выборки наблюдается хорошо развитые качества – беглость, гибкость и оригинальность. В целом по выборке большинство детей имеют средний уровень развития по показателю «характер рисунка» и средний уровень креативных способностей, однако девочки показали высокий уровень развития беглости и оригинальности как важных показателей креативности. В целом по выборке большинство детей имеет средний уровень развития фантазии, однако девочки показали высокий уровень развития фантазии в отличие от мальчиков. Основа взаимосвязи слушания музыки и рисования заключается во взаимодействии выразительных средств: сначала осуществляется процесс выделения выразительных средств в музыке, а затем процесс осмысливания, обдумывания, как эти образы можно передать в рисунке. Процесс восприятия музыки влияет на проявление фантазии, но только тогда, когда организованна работа по накоплению у детей музыкального опята и умений изобразительной деятельности ,разработаны формы работы для активизации творчества и созданы элементы развивающей среды группы, направленной на развитие фантазии детей дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
-
Программа развития фантазии детей старшего дошкольного возраста( формирующий эксперимент)
Первый этап: Организуем музыкально обогащенную музыкальную среду группы; Второй этап: Способствуем накоплению музыкального опыта детей, развитию изобразительной деятельности, активизировать творческое вооружение и фантазию; Третий этап: Организуем самостоятельную продуктивную деятельность детей.
-
Организация совместной деятельности
Каждое занятие включает в себя: 1. Ритуал приветствия — снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта. 2. Основную часть мероприятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.) 3. Игру на повышение двигательной активности. 4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения. 5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем — сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание.
-
Сравнительный анализ уровня развития фантазии у детей старшего дошкольного возраста ( контрольный эксперимент)
контрольный срез и его анализ обнаружили, что после проведенных занятий в рамках развивающей программы у детей старшего дошкольного возраста зафиксированы более высокие показатели по всем диагностируемым параметрам.
-
ВЫВОДЫ
Анализируя проделанную работу в ходе формирующего эксперимента можно сделать вывод, что научные данные, собственные наблюдения и исследования, дифференцированный подход к каждому воспитаннику, с учетом его эмоционально-личностных особенностей являются оправданными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Основываясь на данных контрольного эксперимента, который продемонстрировал более высокий уровень развития фантазии детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что фантазия активно развивается в процессе слушания музыки. Следовательно, целесообразно оптимизировать педагогические условия за счет разнообразия используемых приемов, обогащения содержания специально организованных занятий-тренингов, включения разнообразных игр и различных форм организации детской деятельности. Понимания важности данных условий открывает широкие возможности для создания различных интегративных технологий, обеспечивающих перспективное построение процесса развития фантазии дошкольников и личности каждого ребенка в целом.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.