Содержание
-
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Проект «Времена года» (подготовительная к школе группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 г. Белгорода
-
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: Трудности в построении монолога; Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение; Недостаточный словарный запас; Плохая дикция. Учитывая факторы времени (дети весьма перенасыщены различной информацией) воспитатель ставит перед собой сложную проблему – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.
-
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.
-
На основании анализа научной литературы мы выделили подходы в работе с технологией мнемотехника: Системный Личностный Деятельностный Диалогический Культурологический Информационный Аксиологический
-
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: 1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка; 2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
-
В дидактике выделены три вида моделей: Предметная модель Предметно-схематическая модель Графические модели
-
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью; быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней; должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет; не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности; нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
-
-
Актуальностьпроекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышлении детей. Проблема:заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
-
Новизна проекта заключается в использовании приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Метод организации работы с детьми отличается: Интегративностью Экономичностью Процессуальностью Здоровьесбережением Универсальностью
-
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области. Примеры моделей:
-
-
Описание проекта Тип проекта:информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы. Сроки выполнения проекта: Начало:сентябрь Окончание:май Продолжительность:долгосрочный, один учебный год. Объект исследования:процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 11 г. Белгорода. Предмет исследования:мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.
-
Цель проекта: Развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при знакомстве с временами года.
-
Задачи проекта:
-
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям: в отношении детей: через их совместную работу по поиску и сбору информации; по умению анализировать и систематизировать информацию; по умению общаться со сверстниками и взрослыми; в отношении родителей: через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом; через активное участие в предлагаемых формах работы.
-
Этапы реализации проекта: Подготовительный (сентябрь - октябрь) Внедренческий (октябрь - апрель) Заключительный (май)
-
Подготовительный этап: Наблюдения за детьми. Анализ проблемы. Изучение методической литературы по данной теме. Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика». Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных. оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных. Разработка проекта по теме «Времена года». Экскурсии и целевые прогулки. Наблюдения за объектами и явлениями природы. Беседы. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
-
Задачей обследования детей является: Оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков. Выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях. Исследовать связную речь детей. Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов:
-
Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников на подготовительном этапе:
-
Внедренческий этап: Пополнение развивающей среды наглядно – иллюстративным материалом по теме «Времена года» с использованием мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. 2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта. 3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. Подбор книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года», привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т.п. Изготовление книжек – самоделок совместно с детьми. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Изготовление игр, наглядных пособий для детей, изготовление лепбука«Мнемотехника», кейса «Все о природе» совместно с детьми. Изготовление панно «Времена года», мнемокуба совместно с детьми и родителями. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунки, аппликации, поделки из природного и бросового материала.
-
Перспективный план работы:
-
Перспективный план работы:
-
Взаимодействие с родителями: анкетирование родителей домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала; акция «Вместе с ребенком» (ежеквартально); привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе; родительские собрания с просмотром открытых занятий по теме проекта (ежеквартально); поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медали «За стремление к знаниям!» ребенку; консультации и памятки для родителей; индивидуальные консультации по осуществлению акций; оформление наглядной информации в родительском уголке.
-
Заключительный этап: мониторинг; показ непосредственно образовательной деятельности на родительском собрании (май); показ непосредственно образовательной деятельности для педагогов (май); выставка детских рисунков; коллективная работа по выпуску детьми серии книг с использованием мнемотаблиц «Времена года»; Итоговое совместное с родителями мероприятие: "Мнемотехника-это здорово«.
-
Оценка уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников на заключительном этапе:
-
Сравнительная диагностика на заключительном и подготовительном этапах:
-
Результаты проектав отношении детей: Систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире; Умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных; Речевой уровень изменился в лучшую сторону, дети стали активнее, проявляют интерес к занятиям по заучиванию, пересказыванию, составлению рассказов. Самостоятельное применение мнемотаблицдетьми, т.е. ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории. Словарный запас вышел на более высокий уровень; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. в отношении родителей: повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности; повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе
-
Представление образовательных результатов: родительские собрания; проведение индивидуальных бесед с родителями; педагогические советы, семинары, ГМО. городской смотр-конкурс «Золушка и маленький принц» в номинации «Художественное творчество» городской конкурс «Юный эрудит»
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.