Содержание
-
Мой инновационный педагогический опыт
ТЕМА: Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п.Дергачи Маричева О.В. «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
-
«Расскажи — и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать- и я пойму». (Древнекитайская мудрость)
-
Актуальность
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание, познание мира «на вкус», «цвет», «запах» и т.д. В это время закладываются эталоны восприятия мира, и от того, насколько верно мы заложим в ребенка эти эталоны , будет зависеть вся его последующая жизнь, его мировосприятие, его поступки.
-
Цель и задачи сенсорного воспитания ФГОС ДО
Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у детей. Задачи сенсорного воспитания: 1) Формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий; 2) Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов; 3) Формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
-
Содержание сенсорного воспитания - это круг свойств, качеств, предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием, как особенностей окружающего мира, так и видов деятельности.
-
Цель моей работы - создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей в повседневной жизни.Для достижения цели определила задачи:.
1.Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов.2.Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами.3. Формирование у детей умения называть свойства
-
Формы работы для решения задач:
Создание условий в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности.
-
-
Формы работы для решения задач:
Разработка и использование в совместной деятельности с детьми игр и упражнений, направленных на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей.
-
Привлечение родителей для совместного сотрудничества по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий, консультаций, выступлений на родительских собраниях.
-
Формы организации детей:
«Педагог и ребенок» - как первоначальный этап ознакомления ребенка с новой дидактической игрой, пособием или игрушкой. – при совместной деятельности педагога и ребенка. «Я и мама» - при совместной деятельности в домашних условиях с родителями, бабушками и дедушками, старшими детьми. «Я-сам» - как завершающий этап в освоении новой игры, пособия, игрушки – при самостоятельной деятельности ребенка или группы детей.
-
Сенсорное развитие в различных видах детской деятельности
Игровая Коммуникативная Познавательно- исследовательская Конструирование из разного материала, включая конструкторы Музыкальная Изобразительная Двигательная Самообслуживание и элементарный бытовой труд Восприятие художественной литературы и фольклора Необходимо отметить, что эти виды деятельности детей тесно взаимосвязаны друг с другом и дополняют друг друга. Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре.
-
Организуя игры с детьми, следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов(зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
-
Методы работы с детьми
Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы: 1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное. 2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода. 3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое. 4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые. 5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
-
Дидактическая игра-одно из основных средств сенсорного развития
Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, камешки, песок, глина, крупы....): «Сравни листочки», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, бросаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...)
-
Дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме и величине («Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу» «Подбери по цвету», «Найди пару», «Одень красиво кукол», «Разложи по коробкам». Игры с бросовым материалом («Волшебные крышечки»), логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор» «Ловись рыбка» и т.д. )
-
Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании, координации движений («Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Угадай на вкус: овощи или фрукты?», «Рыболов»)
-
Сенсорное развитие через загадывание детям загадок, а в качестве подсказок использую звуковые фонограммы явлений природы (вьюга, журчание реки, дождь и т.д), звуки животных, пение птиц. В своей работе использую народные музыкальные инструменты. Дидактическая игра: «Мой любимый инструмент», «Тихо- громко» и др.
-
Работа с родителями
Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. Поэтому для лучшей усвояемости изучаемого материала необходимо, чтобы и родители тоже были вовлечены в процесс познания ребенком мира. Для этого мною были подготовлены консультации для родителей : «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста», «Что должен знать и уметь ваш ребенок к 3 годам», «Конструирование для малыша», «Игры для детей третьего года жизни», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка». На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков.
-
Диагностика
Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр помогла детям в освоении навыков и умений. После проведения диагностики развития детей было выявлено: положительная динамика уровня развития мелкой моторики; у детей сформировались устойчивые представления об основных сенсорных эталонах; сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по основным признакам, улучшились показатели внимания, памяти, речи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.