Содержание
-
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО»
«Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО – основа реализации образовательной программы ДО» Подготовила старший воспитатель Эминова Л.А.
-
Понятие -РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
«Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
-
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
-
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.
-
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде
● реализация различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе; ● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
-
Развивающая предметно-пространственная среда
РППС группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
-
Транспортируемость
пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
-
Вариативность среды предполагает:
● наличие в групперазличных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
-
Доступностьдоступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений дошкольной организации, где осуществляется образовательный процесс;свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
-
Функции развивающейпредметно-пространственной среды
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
-
Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
-
Показатели оценки развивающей среды:
Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума.
-
Функции педагога
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональнуюРППС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
-
Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. РППС группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
-
Примерные уголки (центры), которые должны быть созданы в группе по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие: -Центр ППД -Центр пожарной безопасности -Центр труда, уголок дежурств -Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр) Познавательное развитие: -Центр «Мы познаём мир» или Уголок ПРИРОДЫ -Центр сенсорного развития -Центр конструктивной деятельности -Центр математического развития -Центр экспериментирования Художественно-эстетическое развитие включает: -Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки» -Центр музыкально-театрализованной деятельности Речевое развитие: -Центр речевого развития или уголок речи грамотности -Центр «Будем говорить правильно -Центр «Здравствуй, книжка!» -Логопедический уголок Физическое развитие: -Центр физического развития -Центр сохранения здоровья -Спортивный уголок «Будь здоров!»
-
Таким образом, развивающая предментно-пространственная среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.