Содержание
-
Социально-образовательный проект
«Гражданин»
-
Значимость социального проектирования:
Возможность получить опыт создания и влияния на общественность; Хорошее средство вовлечения учащихся в общественные практики; Ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования общества; Соотносит проблемы местного сообщества с ценностями демократии, закона, принципами деятельности структур власти и тд; Помогает компетентно отстаивать свои интересы и интересы других.
-
Социальное проектирование –
деятельность учащихся, направленная на позитивное решение актуальной социальной проблемы, предполагающая приобретение ими качественно нового личного опыта, задуманная и осуществленная школьниками при взаимодействии с представителями органов власти, общественными организациями, социальными партнерами.
-
Чем полезен проект «Гражданин»?
Приобретение знаний об основных социально-экономических институтах местного и федерального уровня; Приобретение навыков анализа разнородных СМИ; Приобретение навыков проведения простейшего социологического исследования; Совершенствование умений ведения деловой переписки;
-
Умение обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию по актуальной проблеме; Умение анализировать современную ситуацию на рынке труда; Навыки подготовки бюджета проекта, отработка способов получения спонсорской поддержки; Чувство ответственности и самодисциплины;
-
Самостоятельность в принятии решений и реализации эффективной программы действий; Умение строить конструктивное взаимодействие с другими людьми, различными госструктурами и общественными структурами; Умение сочетать личные и общественные интересы.
-
I стадия работы над проектом «Гражданин»
Подготовка учащихся к работе над проектом.
-
Рассказ о специфике проекта; Выяснение желание ребят работать в этом направлении; Проверка знаний и умений школьников;
-
Итоги работы стадии:
Представление учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; Навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных документов и др.)
-
Возраст учащихся 12 – 16 лет Сроки проекта – не более 3х месяцев
-
II стадия – выбор проблемы.
Проблема ‑ (от греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье) ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели.
-
Общественные проблемы бывают: молодежные проблемы (связанные, например, с досугом или с трудоустройством молодежи); проблемы социально неблагополучных слоев населения (детей-сирот, инвалидов, пенсионеров); экологические проблемы и проблемы благоустройства территорий; правовые проблемы; «патриотические» проблемы (например, связанные с памятью о ветеранах, исторических событиях и т. п.); культурологические проблемы (связанные с сохранением исторических памятников и памятников культуры и т. п.); проблемы духовности и т. д.
-
Существует несколько источников, которые могут помочь вам в вашем поиске: СМИ (газеты, выпуски новостей на местном радио и телевидении); Ваши знакомые, друзья, родители, одноклассники, жители вашего микрорайона; Экскурсия учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.
-
Параметры, которым должна отвечать проблема: Посильность. Конкретность. Важность. Интерес. Соответствие возраста и возможностей учеников. Конституционность и реальность ее реализации в этой местности. Сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта. Ожидаемые результаты.
-
Форма выявления и анализа проблемы Фамилии членов группы______________________________________________________________ Дата_______________________________________________________________________________ Проблема__________________________________________________________________________ Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? _________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему?____________________________________________________________________________ Какие органы власти ответственны за ее решение?_______________________________________ Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?________________________________________________________________________ Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы: - какова ее эффективность?____________________________________________________________ - каковы ее недостатки?_______________________________________________________________ Каким образом ее можно совершенствовать?_____________________________________________ Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?___________________________________________________________________________ Где можно получить информацию по данной проблеме?___________________________________ Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?_____________________________________________
-
III стадия – Сбор и анализ информации (исследование информации)
-
Построение работы команды на данном этапе: Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности. Другая – занимается изучением материалов СМИ по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения. Третья – прорабатывает массив законодательных материалов государственного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблеме. Четвертая группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи администрации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитичной информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу. Кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения. Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
-
Перечень различных источников информации: Средства массовой информации. Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определенной проблематике. Библиотеки. Научные работники, преподаватели вузов, учителя. Юристы. Административные органы. Законодательные органы. Интернет.
-
Группа Социологов
-
Цельюсоциологического исследования является: сбор и изучение общественного мнения по данной проблеме.
-
Социологический опрос Для того чтобы исследовать проблему, можно провести социологический опрос, который поможет: - найти тех людей, которых волнует ваша проблема; - узнать больше о проблеме; - получить еще больше подтверждений и доказательств, что проблема актуальна, на самом деле существует и требует скорого разрешения; - получить советы по ее решению.
-
АНКЕТИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ОПРОС НА УЛИЦЕ ИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ Формы опроса
-
Анкеты: Групповые Индивидуальные Вопросы: Открытые Закрытые Шкальные вопросы
-
Правила, которые необходимо соблюдать при разработке анкеты: Анкета должна начинаться с обращения к респонденту: «Дорогой друг!», «Уважаемый житель г. Красноярска!» и т. д. Следует несколько слов сказать о самом исследовании – что изучается, почему это важно, кто проводит исследование. Необходимо обратиться с просьбой к респонденту принять участие в исследовании. Важная часть анкеты – инструкция (в том случае, если респондент сам заполняет анкету). Она должна быть написана четко и ясно, чтобы респондент понимал, как именно он должен отвечать на вопросы. В начале анкеты имеет смысл разместить так называемые «контактные» вопросы. Они должны быть простыми и доступными, так, чтобы ответить на них мог любой. При чем контактные вопросы не обязательно напрямую должны быть связаны с темой исследования. Самые сложные с точки зрения предполагаемого респондента вопросы следует вынести в конец анкеты(как правило, это вопросы, связанные с личным опытом). В конце анкеты необходимо поблагодарить респондента за участие в исследовании.
-
Чтобы публиковать данные в газете, необходимо опросить минимум 400-500 человек в городе, чье население составляет около 100 тысяч жителей. А минимальное количество опрошенных, которое вам необходимо в любом случае – это 50 человек. Если вы опрашиваете ребят в школе, тогда вам желательно опросить не менее 40-50 человек, причем из разных классов/параллелей. Определите, прежде всего, ребят какого возраста необходимо опросить по вашей проблеме. Также старайтесь, чтобы число опрошенных у вас было приблизительно равное количество мальчиков и девочек (мужчин и женщин и т. д.).
-
Образцы анкет.
-
Образцы анкет.
-
Достоинства интервью: Получение более глубокой информации, Непринужденная обстановка общения, Повышение искренности ответов, Наблюдение за реакцией респондента, Серьезное отношение респондента к опросу. Интервью
-
Диаграммы
5 % Финансовая поддержка 30 % Личное участие 20 % Другое 45 % Привлечение общественного внимания 15 % Не знаю 35 % Нет 50 % Да Кто должен решать эту проблему? Директор школы 35 % Администрация 55 % Школьники 10 %
-
С М И ИНФОРМИРУЮТ КОНСОЛИДИРУЮТ ФОРМИРУЮТ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
-
С М И ЖУРНАЛЫ ГАЗЕТЫ АЛЬМАНАХИ, РАДИОВЕЩАНИЕ БЮЛЛЕТЕНИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ
-
Изучение информации в СМИ осуществляется по следующим уровням: - Федеральные СМИ - Региональные СМИ Местные СМИ Определите тему и идею представленных статей. Соотнесите темы статей газет с темой вашего проекта. Что общего между проблемой статей и проблемой вашего проекта? Обнаружив подходящие по тематике статьи, найдите в них доказательства актуальности данной проблемы. Выясните, какой позиции придерживаются авторы Выясните, как решается интересующая вас проблема в других регионах.
-
Навигатор в сети Internet
для поиска информации можно использовать поисковые системы Internet. (например: yandex, mail, rambler и др.) ввод ключевого словадает нам большой массив найденной информации, необходимо провести фильтрацию этого массива с помощью фильтров - «Искать только в СМИ» в случае если поиск по ключевому слову не дает необходимого количества информации, следует обратится к электронным толковым словарям для того чтобы перефразировать ключевое слово. при поиске сайта конкретного СМИ в поисковой системе необходимо ввести название данного СМИ с пометкой «официальный сайт».(например: «Комсомольская правда официальный сайт») для поиска информации в региональных СМИ можно использовать ссылки на сайты конкретного региона, города. (например: «Сайты Иркутска») в данном разделе воспользоваться ссылкой на сайты СМИ этого региона и переходить на интересующий вас сайт по открывшемся ссылкам Внимание! При использовании сети Internet для поиска информации необходимо помнить о том, что информация не всегда является проверенной и достоверной.
-
Правоведы
-
Цели сбора и анализа информации доказательство актуальности проблемы выявление подходов к оценке явления Поиск альтернативных путей решения
-
Классификация нормативно-правовой базы
-
-
Найти необходимый правовой документ и ознакомиться с его содержанием. Выбрать нужный материал для проекта из документа. Распределить информацию по блокам: международный, федеральный, региональный, местный, локальный. Необходимо правильно и полно прописать реквизиты нормативно-правового акта (название, дата принятия, источник информации). Использовать только ту информацию, которая относится к проблеме проекта, при этом статьи или пункты закона приводятся в полном объеме без сокращений. В приведенном нормативно-правовом акте выделите главную часть цветом, курсивом или шрифтом. Сделать выводы. Памятка
-
Группа экспертов
-
Цель работы с группой экспертов Получение конкретной достоверной информации от компетентных лиц Задачи: подтверждение каких – либо фактов налаживание контактов для дальнейшей деятельности
-
ПРОБЛЕМА Внутришкольный уровень Внешкольный уровень Директор Заместитель директора Психолог Социальный педагог Методист учреждения дополнительного образования Медицинский работник Бухгалтер Учителя – предметники Педагоги дополнительного образования Школьный библиотекарь Родители Президент РФ Депутаты Государственной Думы Губернатор области/ края Депутаты Областной (краевой) Думы Глава муниципального района Мэр города / Глава поселения Депутаты Городской Думы Юристы, экономисты Уличный комитет Управления специализированных служб ( ЖКХ, отдел образования и т.д.) Общественные организации Журналисты СМИ
-
ФОРМЫ РАБОТЫ С ЭКСПЕРТАМИ
Разговор по телефону Социальная переписка (запросы, обращения, петиции, информации) Личные встречи (интервью, опрос, беседа)
-
Встреча по высшему разряду или Как не завалить разговор?
1. Заранее договорись о времени. 2. Соберись с мыслями, продумай чёткие вопросы. 3. Не забудь представиться. 4. Спроси разрешение на использование диктофона и другой техники. 5. Не злоупотребляй чужим временем. 6. Поблагодари и при необходимости попроси о новой встрече. Примечание, о котором не стоит забывать: Этикет, помноженный на неподдельный интерес, поможет достичь желаемого результата. Соблюдай деловой стиль одежды.
-
Разговор по телефону или как не вспугнуть собеседника?
1. Уточни имя и должность эксперта. 2. Продумай схему вопросов. 3. Поздоровайся первым, представься. 4. Выясни, могут ли с тобой поговорить. 5. Озвучь проблему. 6. Узнай, как ведется работа по этой проблеме. 7. При необходимости договорись о новом звонке или встрече. 8. Поблагодари за оказанное внимание.
-
Каноны деловой переписки
1. Отправляй письмо заказным с уведомлением о вручении. 2. Ответа жди в течение месяца. 3. Помни: · Объём письма – 1 лист; · Размер шрифта – 12 или 14; · Шрифт – Times New Roman; · Интервал – 1,5. 4. Одно письмо – одна проблема.
-
Образец письма Руководителю (начальнику, директору…) название учреждения Ф.И.О. руководителя Название организации, команды Уважаемый (ая) _________Имя Отчество_________! Мы, нижеподписавшиеся, занимаемся проблемой (суть проблемы) ________. Хотим обратить ваше внимание на то, что… Просим Вас выразить свое отношение к… Ответ на наше письмо просим прислать по адресу: Контактный адрес (для ответа). Телефон представителя команды, по которому можно связаться… Дата Подписи
-
ГРУППА АНАЛИТИКОВ
-
Подборка материалов печатных, теле, радио, электронных изданий Стандартизация по тематическим вопросам в виде копий Статистическая обработка сообщений СМИ по интересующей проблематике Анализ содержания печатной и электронной прессы Диагностика позиций информационных субъектов Направления деятельности аналитиков
-
Контент - анализ
Научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации, в котором в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы содержания.
-
Количественные характеристики : -Определение категорий анализа. Например, "бродячие животные". -Определение элементов содержания. Например " приюты для бродячих животных". -Определение единиц измерения. Это могут быть количество публикаций на тему, страницы, абзацы, строки. -Выяснение количества упоминаний. Качественныехарактеристики : -темы изучаемых материалов -их география -цели материалов -оценки событий различными авторами и социальными группами Контент - анализ
-
Итоги стадии:
Каждая из групп анализирует собранный материал по параметрам: Актуальность выбранной проблемы для определенных групп населения территории; Причины нерешенности проблемы; Реализация проблемы в рамках существующего правового поля; Варианты решения проблемы и их обоснования.
-
IV стадия – варианты решения проблемы.
Основной задачей стадии является формирование конструктивной программы действий команды по реализации проекта.
-
Критерии эффективности плана реализации проекта:
Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости); Правовая обоснованность деятельности; Простота и посильность реализации; Наличие необходимых ресурсов; Наличие определенного опыта; Существующие временные рамки; Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров или спонсоров.
-
На следующем этапе работы команда предлагает варианты решения проблемы по схеме:
-
Подготовка бюджета проекта:
Сколько необходимо средств всего? На какие цели они будут потрачены? Какие средства есть в наличии? Какая есть материально-техническая база? Какие есть дополнительные источники финансирования?
-
План в проекте.
-
V стадия – реализация.
Письменные обращения в органы власти (исполнительные и законодательные); Передача предложений в СМИ, общественные организации; Подключение ресурсов коммерческих структур и различных фондов; И др.
-
Петиция
___________________________________________ (название петиции) Петиция от: __________________________________________ Адресована: ___________________________________________ Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к следующей проблеме с рекомендацией: ______ _______________________________________________________ Согласны следующие жители города (села, района):
-
Примерный спектр действий:
Обсуждение проблем реализации проекта на общешкольном гражданском форуме; Размещение на сайте образовательного учреждения информации о данном проекте и перспективах его реализации; Создание информационного стенда на видном месте; И др.
-
VI стадия – подготовка к защите проекта.
Папка документов; 4 информационных стенда с материалами о проекте (80х100 см)
-
1 раздел – актуальность.
Материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе той или иной проблемы. Подборки газетных и журнальных статей; Письменные обзоры интервью, проведенных среди населения; Материалы, полученные в ходе общения с представителями общественности; Извлечения из официальных публикаций государственных органов И др.
-
2 раздел – информационная база
Выдержки из юридических, нормативных документов; Данные социологических опросов граждан данной территории; Резюме материалов различных СМИ по исследуемой проблеме; Результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов.
-
3 раздел – специфика программы действий
Пакет предложений представителям власти по решению актуальной проблемы; Сметы и экономические расчеты реализации данного проекта; Планы привлечения различных социальных слоев, бизнес-структур, групп поддержки к конструктивной совместной общественно-значимой деятельности; И др.
-
4 раздел – продвижение проекта
Документальные свидетельства о поддержке инициативы школьников различными уровнями власти, депутатами; Элементы PR-компаний по продвижению проекта в общество; Информация о вкладе участников команды в реализацию проекта; Мнений известных и авторитетных людей о важности инициативы школьников для территории.
-
VII стадия – презентация проекта VIII стадия - рефлексия