Содержание
-
Тема. Бизнес-планирование в деятельности предпринимателей
1. Понятие бизнес-плана 2. Характеристика основных разделов бизнес-плана
-
1. Понятие бизнес-плана
Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются способы решения этих проблем.
-
Бизнес-план - это всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой нуждается бизнес для достижения поставленных целей. Бизнес-план – это план организации бизнеса.
-
Основные этапы разработки бизнес-плана:
Этап 1. Определение целей разработки бизнес-плана. Этап 2. Составление плана работ по подготовке бизнес-плана. Этап 3. Пересмотр и уточнение плана работ. Этап 4. Сбор информации и разработка бизнес-плана. Этап 5. Редактирование и оформление бизнес-плана. Этап 6. Оценка выполнения бизнес-плана.
-
В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться. Необходимо отметить, что не существует единого формата для всех бизнес-планов. Каждый бизнес-план по своему уникален, поскольку он в обязательном порядке должен учитывать особенности конкретного предприятия и рассматриваемого вида бизнеса. Он должен отражать специфику той компании и ситуацию, для которых он разработан. Например, бизнес-план нового производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана консалтинговой компании, а также от бизнес-плана предприятия общественного питания.
-
Требования к структуре бизнес-плана
-
Структура бизнес-плана:
титульный лист; резюме; анализ отрасли; план маркетинга; план производства; организационный план; финансовый план; оценка рисков; приложения.
-
2. Характеристика основных разделов бизнес-плана
Титульный лист бизнес-плана должен быть локаничным и привлекательным, его не следует перегружать излишней информацией. Желательно, чтобы в нем была отражена общая информация: полное наименование фирмы — инициатора проекта; название бизнес-плана, отражающее его специфику; имя владельца-предпринимателя или контактного лица; дата и место составления бизнес-плана.
-
2. Резюме бизнес-плана
Цель резюме — привлечь внимание тех, кому адресован бизнес-план, дав четкое предварительное представление о сути делового предложения и бизнес-плана. Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы; наименование проекта и назначение бизнес-плана; краткую информацию о компании; суть проекта; общюю сумму инвестиций в проект и его потребности в финансировании; основные финансовые результаты и оценка эффективности проекта.
-
3. Анализ отрасли
Цель этого раздела — показать положение дел в отрасли, в которой компания предполагает вести свой бизнес (или действует), выявить потенциал ее прибыльности, движущие силы конкуренции и ключевые факторы успеха в данной отрасли.
-
Важно понять структуру отрасли, выявить основные тенденции и динамику ее развития. Необходимо выяснить, что из себя представляет отрасль (крупная, растущая, структурно привлекательная или наоборот), каково ее положение в настоящее время (прогрессирующее, стабильное, регрессирующее) и каким оно может стать в будущем. Все это позволяет понять, какое влияние оказывает отрасль на прибыль компании и отдачу от инвестиций.
-
Также в данном разделе приводится анализ рынка и тех видов продукции (услуг), которые предлагаются на рынок.
-
Цель анализа рынка —
показать знание рынка и конкуренции, убедить потенциального инвестора в существовании рынка сбыта, оценить рынок и тем самым укрепить доверие к бизнес-плану.
-
Цель анализа продукта —
дать ясное представление о потребительских свойствах продукции (услуг) и их конкурентных преимуществах. Акцент следует сделать на уникальной способности компании удовлетворять потребности рынка.
-
Этот подраздел является наиболее сложным и значимым в бизнес-плане, так как предполагает проведение маркетингового исследования, включающее: общее описание рынка и его целевых сегментов; определение спроса на продукцию (услуги); анализ конкурентов.
-
Сначала необходимо дать описание рынка в целом и его перспективных целевых сегментов. Важно описать и оценить свой целевой рынок.
-
Оценка спроса и потенциала рынка опирается на результаты анализа отрасли. Гарантией сбыта услуг компании может быть только спрос на эти услуги. Он напрямую зависит от количества потенциальных потребителей и от частоты использования услуги. Поскольку каждый товарный рынок является уникальным, универсальных рецептов для определения, оценки спроса и потенциала рынка быть не может.
-
Очень важно составить представление о конкурентах, выявить их слабые и сильные стороны, возможности и угрозы внешней среды, а также показать конкурентные преимущества компании. Поскольку конкуренты оказывают существенное влияние на состояние и жизнеспособность бизнеса компании, важно проанализировать их сильные и слабые стороны, а также понять их поведение на рынке. Необходимо собрать информацию, характеризующую продукцию и услуги конкурентов: качество, предоставляемые гарантии и сервисное обслуживание, условия продажи, скидки и др. Важно показать, в чем отличие предлагаемых продуктов и услуг от продукции и услуг конкурентов.
-
Анализ конкурентов / Сравнение с конкурентами
Место среди конкурентов (оценка по 10-и бальной шкале)
-
Возможные угрозы со стороны конкурентов
-
Какие действия следует предпринять для преодоления угроз со стороны конкурентов?
-
SWOT – анализ
-
4. План маркетинга.
Цель раздела состоит в том, чтобы разработать план сбыта, показать выбранную стратегию маркетинга, ведущую к достижению поставленных целей, разъяснить, какие средства маркетинга и как будут задействованы.
-
План маркетинга является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Он включает в себя два основных подраздела: план продаж; стратегию маркетинга.
-
В первую очередь необходимо подготовить прогноз продаж. Он определяет предполагаемый ежегодный и ежемесячный (для первого года) объем продаж в натуральном выражении, а также доход от продаж в стоимостном выражении на планируемый период.
-
На основе плана продаж определяются предполагаемые расходы, связанные с реализацией продукции, услуг и осуществлением маркетинговых мероприятий, и предполагаемый объем работ.
-
В результате данного подраздела на основе собранной ранее информации должны быть определены следующие параметры:
планируемый объем продаж и поступления от продаж; доля рынка (в %); коэффициенты сезонности сбыта; уровень цен по каждому виду продукции и услуг.
-
Стратегия маркетинга.
Цель разработки стратегии маркетинга — показать маркетинговые действия, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей (по объему продаж, прибыли и клиентам).
-
Стратегия маркетинга должна раскрывать следующее:
главные стратегические установки маркетинга на рынке; комплекс маркетинга (товары и товарную политику, цены и политику ценообразования, продажи и сбытовую политику, рекламу и продвижения); маркетинговую программу и бюджет маркетинга. Все составляющие маркетингового комплекса должны рассматриваться как взаимно зависимые инструменты и быть связаны между собой для достижения целей маркетинга.
-
5. План производства включает в себя:
описание местоположения; производственный процесс и его обеспечение; инвестиционные затраты; производственные затраты; операционные конкурентные преимущества.
-
План производства
Цель данного раздела — представить разработанную стратегию производства продукции и услуг, показать реальную возможность, обеспечить производство необходимой продукции и услуги требуемого качества и в нужные сроки.
-
Описание географического места размещения предприятия должно доказать, насколько удачно выбрано его местоположение, исходя из близости к рынку, поставщикам сырья и материалов, доступности транспортных магистралей и рабочей силы.
-
Для краткого описания производственного процесса необходимо показать, какие технологические операции лежат в основе процесса изготовления продукции или оказания услуг. Задача состоит в том, чтобы описание сложного производственного процесса сделать понятным и для тех, кто не обладает специальными техническими познаниями.
-
В подразделе "Инвестиционные затраты" необходимо дать описание создаваемого имущества и его основных характеристик, рассчитать потребность в инвестициях. При этом оцениваются инвестиционные затраты по всем основным составляющим активов предприятия: основные средства; оборотные активы, нематериальные активы. Далее определяется потребность проекта в трудовых и материальных ресурсах, а также производственных затратах на эти ресурсы.
-
Источниками операционных конкурентных преимуществ могут быть:
используемая технология производства; опыт, квалификация и умение персонала; экономия на масштабах производства; низкие прямые издержки; географическое месторасположение и др.
-
6. Организационный план включает в себя:
организационную структуру управления; сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании; кадровую политику и развитие персонала; календарный план работ по реализации проекта.
-
Цель раздела — показать организационную структуру управления предприятием, дать характеристику составам управленческой команды, которая будет обеспечивать реализацию бизнес-плана. Потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто будет осуществлять руководство и каким образом будут распределяться полномочия между членами руководящего состава на практике.
-
Этот раздел должен подчеркивать таланты, способности и квалификацию управленческой команды. Его следует прорабатывать с особой тщательностью, поскольку большинство опытных инвесторов инвестируют в людей, доверяя денежные средства прежде всего тем людям, которые способны реализовать бизнес-идеи, заложенные в бизнес-плане.
-
7. Финансовый план включает в себя:
план прибыли и убытков; план денежных потоков; прогнозный баланс; инвестиционный план и финансирование проекта.
-
Финансовый план относится к числу ключевых разделов бизнес-плана. Он сводит воедино различную информацию из предыдущих разделов бизнес-плана, представляет ее в стоимостной форме, показывает, будет ли прибыльной деятельность по реализации проекта в результате осуществления выбранной стратегии. Цель раздела — дать ясное видение полной картины ожидаемых финансовых результатов деятельности предприятия по реализации проекта.
-
Профессионально составленный финансовый план позволяет получить ответы на ряд важнейших вопросов, волнующих как владельцев или менеджеров предприятия, так и инвесторов (кредиторов).
-
План прибыли и убытков представляет собой финансовый документ, который отражает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период. Задача подготовки данного документа состоит в том, чтобы показать структуру себестоимости продукции, соотношения затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По нему можно судить о рентабельности производства, рентабельности продукции, возможности возврата в срок заемных средств.
-
План денежных потоков представляет собой финансовый документ, отражающий движение потоков денежных средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия на планируемый период. Он показывает динамику поступления и расходование денежных средств на планируемый период, что позволит судить о платежеспособности предприятия.
-
Цель прогнозирования движения денежных средств — определить объемы финансовых потребностей (кредитов, инвестиций), а также обеспечить сбалансированность поступлений и расходования денежных средств в ближайшие двенадцать месяцев.
-
Составляя бизнес-план проекта, предприниматель должен конкретно представлять потребность в инвестициях: сколько денег необходимо предприятию и на что они будут истрачены. Поиск стратегии финансирования заключается в рассмотрении различных вариантов финансирования проекта, выработке определенной последовательности схем финансирования и определении наиболее рациональной структуры капитала исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.
-
Выделяют три основных варианта финансирования:
финансирование из собственных средств; финансирование из заемных средств; смешанное финансирование.
-
8. Оценка рисков включает в себя:
выявление рисков; анализ рисков; поиск путей защиты от рисков.
-
Цель данного раздела состоит в том, чтобы выявить возможные виды рисков, связанные с осуществлением проекта, оценить риски проекта в целом и предусмотреть меры по предотвращению или снижению возможных потерь.
-
Этот раздел — один из самых сложных разделов бизнес-плана. Он должен дать потенциальным инвесторам (или партнерам) информацию о рисках проекта для принятия решения о целесообразности их участия в проекте. Важно продемонстрировать реалистичный подход к проекту. Он необходим предпринимателю для самоконтроля и убеждения инвесторов в надежности вложения им денежных средств.
-
Основные виды риска:
производственный риск; коммерческий риск; рыночный риск; инфляционный риск; финансовый риск; научно-технический риск; политический; внешнеэкономический риск; организационный риск.
-
Принято считать, что в условиях рыночной экономики проекты с наиболее высоким ожидаемым доходом являются и наиболее рисковыми. Однако один и тот же проект с определенной степенью риска может быть приемлемым для одного инвестора и неприемлемым для другого, предпочитающего более надежные и менее рисковые проекты.
-
Полностью избежать рисков невозможно. Поэтому в бизнес-плане необходимо охарактеризовать все виды рисков, типичные для данного бизнеса. Инвесторы гораздо спокойнее воспринимают риск, если все условия для них ясны.
-
Возможные риски и формы страхования
-
9. Приложение
В приложении к бизнес-плану может быть представлена любая дополнительная или конфиденциальная информация, которая будет полезна читателю, но не предназначенная для распространения или не вошедшая в основной текст бизнес-плана. Как правило, в приложение включают документы, которые могут служить подтверждением или подробным объяснением сведений, приведенных в бизнес-плане.
-
Наиболее распространённые документы, входящие в приложения:
технические данные о продукции; анкеты руководящих работников; организационная и другие схемы; результаты аудиторских проверок; мнения консультантов и экспертов. На титульном листе бизнес-план следует указать, что приведённая в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и представляет предпринимательскую тайну.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.