Содержание
-
Теория абсолютных преимуществ
-
Основателем классической школы экономической мысли был Адам Смит (AdamSmith, 1723-1790). В своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (AninquiryintotheNatureandCausesoftheWealthofNations), вышедшей в 1776 г., А. Смит критиковал утверждение меркантилистов о том, что богатство страны зависит от владения сокровищами в виде золота или драгоценностей, которые поступают в страну в результате превышения экспорта над импортом.
-
В соответствии с такими представлениями предлагалось осуществлять экономическую политику: всячески поощрять экспорт готовых изделий и препятствовать вывозу сырья. В случае импорта – все с точностью до наоборот. Таким образом, торговля подразделялась на выгодную и невыгодную.
-
Адам Смит провозгласил вместо этого, что основой богатства наций и народов является международное разделение труда и соответствующая ему специализация разных стран на производстве тех товаров, в отношении которых они имеют абсолютные преимущества.
-
Проще всего этого можно достичь в условиях, когда производители будут экономически свободные и смогут самостоятельно в пределах действующего законодательства выбирать род своей деятельности
-
Такая политика получила название "лессе-фер" (laissez-faire), что означает политику государственного невмешательства в экономику и свободы конкуренции. Благодаря этой политике ресурсы каждой страны перетекут в рентабельные отрасли, потому что страна не сможет конкурировать на мировом рынке в нерентабельных отраслях.
-
Для определения того, на производстве которой продукции следует специализироваться стране, А. Смит предлагал учитывать естественные преимущества (natureadvantage) и приобретенные преимущества (acquiredadvantage) страны.
-
Естественные преимущества страна может иметь благодаря своим климатическим особенностям или владению некоторыми природными ресурсами. Климат может определять, например, которую сельскохозяйственную продукцию страна может производить с наибольшей выгодой, а наличие значительных запасов руды, нефти, других природных ресурсов - какую промышленную продукцию
-
Приобретенные преимущества страна может иметь вследствие развития технологии производства и высокой квалификации рабочей силы. Преимущество в технологии производства связана со способностью, во-первых, производить разнообразную или сложную продукцию с меньшими затратами, во-вторых, эффективнее производить однородную продукцию.
-
Различия в природных и приобретенных преимуществах стран обычно имеют достаточно устойчивое, долгосрочный характер, что связано с низкой мобильностью факторов производства. Поэтому издержки производства тех же товаров будут отличаться в разных странах.
-
Именно различия в расходах формируют базу для взаимовыгодной торговли между странами. Отказ от производства товаров, в которых страна не имеет абсолютных преимуществ, и концепция сосредоточение ресурсов на производстве других товаров, в которых она их имеет, приводит к увеличению общего объема производства, рост обмена между странами.
-
Суть теории внешней торговли Смита, или теории абсолютных преимуществ: страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими затратами (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими затратами (в производстве которых абсолютное преимущество принадлежит их торговым партнерам).
-
Теория абсолютных преимуществ базируется на следующих предположениях:
1) единственным фактором производства является труд; 2) занятость полная, то есть все имеющиеся трудовые ресурсы используются в производстве товаров; 3) всемирное хозяйство состоит из двух стран, поэтому в международной торговле участвуют только две страны, которые производят и торгуют друг с другом только двумя товарами;
-
4) издержки производства - постоянные, а их снижение увеличивает спрос на товар; 5) цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; 6) транспортные расходы на перевозку товара из одной страны в другую равны нулю; 7) внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.
-
Согласно взглядов А. Смита:
1) правительствам не надо вмешиваться во внешнюю торговлю: они должны поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли; 2) нации, так же как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимущества в производстве которых имеют другие нации;
-
3) внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда расширением рынка за пределы национальных границ; 4) экспорт является положительным фактором для экономики, потому что обеспечивает сбыт избытка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке; 5) субсидии на экспорт является налогом на население и приводят к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.
-
Рассмотрим положения теории А. Смита на условном примере взаимной торговли двух стран - Украины и Индии и двух видов товаров - сахара и чая.
-
Предположения
-
Производственные возможности Украины и Индии
-
-
Достоинством теории абсолютных преимуществ является то, что она базируется на трудовой теории стоимости и подтверждает преимущества разделения труда не только на национальном, но и на международном уровне.
-
Недостатком этой теории для объяснения международной торговли является то, что она не отвечает на вопрос, почему страны торгуют между собой даже при условии отсутствия абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров, то есть когда одна из стран имеет абсолютные преимущества в производстве всех товаров.
-
Выводы
1.в соответствии с теорией абсолютных преимуществ международная торговля выгодна, если страны торгуют такими товарами, которые каждая из них производит с меньшими затратами, чем страна-партнер. 2.Страны экспортируют те товары, в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют те, относительно которых абсолютное преимущество - в их торговых партнеров.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.