Презентация на тему "УРОК-КОНЦЕПТ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ"

Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "УРОК-КОНЦЕПТ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ" неотсортированные, на различные темы. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    УРОК-КОНЦЕПТ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

  • Слайд 2

    Интегрированный урок речевого развития для 10-11 классов (2 часа)

    Тема урока: «Любовь в представлении русского языка и культуры:“Страна любви – великая страна” (В.С. Высоцкий)». Создание эссеистического текста нравственного содержания

  • Слайд 3

    I. Творческая мотивация

    И.С. Тургенев писал: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Определите, какие слова в этом высказывании являются ключевыми (любовь-движение-жизнь). Да. Любовь «движет солнце и планеты» (Данте), но чем может она стать для человека? На какие дела и поступки подвигнуть? Как повлиять на его жизнь? Это чувство, которое неслучайно называют монархом среди чувств, «чудом цивилизации» (Стендаль), «печатью образа Божия в человеке» (С.Н. Булгаков), «самой естественной для человека страстью» (Паскаль), это чувство сложно и многогранно. Современный поэт И.Губермантак определяет «всеохватность» любви: Бог шел путём простых решений, и как ты что ни назови, все виды наших отношений – лишь разновидности любви.

  • Слайд 4

     

    В системе нравственных ценностей человечества чувство любви стоит в одном ряду с верой, надеждой, счастьем. Любовь – это дань ценностному содержанию человека. Это очень личное, очень интимное чувство, и вместе с тем понимание любви зависит и от времени, и от религии, и от особенностей национального менталитета. Вот сегодня мы и попытаемся разобраться, какой смысл вкладывается в это понятие, как связана с ним жизнь человека.  

  • Слайд 5

    II. Составление словесного портрета концепта «любовь»

    1. Моделирование словарного портрета концепта «любовь». 1) Начнём с тех ассоциаций, которые вызывает у вас слово «любовь». Любовь- ……………………………………………………………………………… Каких ассоциаций возникло больше - положительных или отрицательных? Почему? Комментарий для учителя Положительные ассоциации, как правило, связаны с семантическими признаками «взаимопонимание», «влечение», «доверие», «гармония», «готовность прощать» и др; отрицательные - с семантическими признаками «несвобода», «обман», «страдание», «болезнь» и др.  

  • Слайд 6

     

    2) А теперь попытаемся осмыслить это понятие, для чего обратимся к словарным статьям. Любовь-1) чувство глубокой привязанности к кому-л., чему-л.; 2) чувство расположения, симпатии к кому-л. 3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола; 4) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-л.; (Словарь русского языка в 4-х томах) Любовь-1) чувство самоотверженной, сердечной привязанности; 2) склонность, пристрастие к чему-л. (Словарь С.И. Ожегова)

  • Слайд 7

     

    Выпишите из данных определений ключевые слова: любовь - привязанность, расположение, симпатия, склонность, влечение, стремление, тяготение, пристрастие. Уже этот ряд показывает, как «велика страна любви». Но каждое из определений можно расширить. Возьмём, например, «чувство горячей сердечной привязанности». Любовь - увлечение, влюблённость, страсть. (Словарь синонимов) Чем же различаются эти понятия? (Силой чувства). Подберите эпитеты к каждому из синонимов.  

  • Слайд 8

     

    Познакомьтесь с формулой любви, которую предложил один из древних восточных философов. Принимаете ли вы её? Любовь – это сумма трёх влечений: влечение ума дает уважение, влечение сердца – дружбу, влечение тела – желание.

  • Слайд 9

    2. Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта «любовь».

    1) Объектов любви великое множество. Мы убедимся в этом, составив словосочетание с этим словом. Любовь к близким, любовь к родине ………………………………………………………………… Продолжите этот ряд. Учитель.Не случайно, наверное, почти на всех языках мира называют одинаково «любовью» чувства, в сущности, разные. Любят женщину и какое-то время года, ребёнка и природу, музыку и лес, родину и антоновские яблоки. Любовь – это абсолют, это смыслообразующая ценность.Человек, говорящий «люблю тебя», объясняется в любви всему миру.Но в этом духовном единстве существует и определённая иерархия. О ней повествует библейская легенда об Иове.

  • Слайд 10

     

    2)Легенда об Иове. Иов был добродетельным человеком, но Бог, чтобы испытать его силу любви, разрешил сатане отобрать у него и стада, и дочерей, и сыновей, и покрыть его тело язвами. Безмерность утрат не ослабила любви Иова к истине, веры в её торжество. За эту любовь вернулись к нему и дети, и стада. И он, когда вернулось всё утраченное, испытал печаль. Почему? Любовь утратила сосредоточенность на высшем - на любви к Богу. Что может быть высшим в иерархии любви? Родина, человечество, природа, истина, искусство, Бог (Иов)….. И если высшее в этой иерархии разнообразно, то основанием, фундаментом может быть только одно - любовь к себе. Но какой должна быть эта любовь к себе?Ответить на этот вопрос поможет одна аллегорическая история.

  • Слайд 11

     

    3) Аллегория-иносказание. Закончите иносказание. В Канаде стаи перелётных птиц всё время разбивались ночью об ослепительно освещённую и высоченную телебашню. Тогда погасили огни, чтобы они не манили, не убивали птиц…

  • Слайд 12

     

    4)О духовном единстве всеобъемлющего чувства любви свидетельствует и то, что говорят о нём на одном метафорическом языке. а) Прочитайте текст. Вставьте вместо пропусков подходящие глаголы. Почему «могучий огонь» в очах Данко испугал людей? (Можно гореть и ненавистью, и любовью). Много людей стояло вокруг него (Данко), но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце ___________________негодование, но от жалости к людям оно ________________ . Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце _________________ огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь, и тогда в его очах ___________________ лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и _________________ очи, и они насторожились, как волки. (М. Горький) Слова для справок:вскипеть, погаснуть, вспыхнуть, засверкать, разгореться.

  • Слайд 13

     

    Комментарий для учителя. Решение этой задачи помогает ученикам реконструировать важные детали наивной картины мира эмоций, отражающие концептуализацию положительных эмоций (любовь) в языке - как светлых, так и отрицательных (злость, ярость) – то есть тёмных. Поэтому нельзя, например, светиться злостью. Однако глаголы, в которых идея света сочетается с идеей блеска или огня, вполне нейтральны к противопоставлению светлых и тёмных эмоций.

  • Слайд 14

     

    б) Прочитайте текст. Подчеркните в нём однокоренные слова, объясните их употребление. На какой развёрнутой метафоре строится текст? Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление. Как из надвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор свершающегося) молнии скрытого разгорающегося огня. Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был погружён в созерцание этого всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе. … … … Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер (Л.Н.Толстой).  

  • Слайд 15

     

    в) Постройте из данных предложений текст. Определите его тему (темалюбви) и основную мысль (Чтобы твоё чувство было понятно не только тебе, но и другим, учись «языку» любви). Выпишите метафоры любви из последнего монолога Снегурочки («сладкий дар любви», «огонь любви», «таять от любви»), а также контекстуальные синонимы к слову «любовь» («блаженство», «восторг», «истома», «радость», «нега»). Проверьте по словарю их значение. Какой из синонимов является устаревшим? (Нега). Что же побеждает в «весенней сказке» А.Н. Островского: любовь или смерть?  

  • Слайд 16

     

    1. «Хочу любить – но слов любви не знаю», – жалуется Снегурочка матери-Весне. 2. В ярких лучах солнца погибает Снегурочка, победившая «стужу чувств» и обретшая «горячее сердце»: Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О мать-Весна, благодарю тебя за радость, За сладкий дар любви! Какая нега, Томящая, течёт во мне! О Лель, В ушах твои чарующие песни; В очах огонь… и в сердце… и в крови Во всей огонь… Люблю и таю, таю… 3. Лель советует холодной Снегурочке узнать, «как сердце говорит, когда оно любовью загорится». 4. Весна наделяет чувством любви Снегурочку, даря ей венок из душистых цветов, в котором «родник неистощимый любовных сил». Ключ: порядок расположения предложений – 3, 1, 4, 2.

  • Слайд 17

     

    Подведём некоторые итоги. О какой любви говорится в каждом их текстов? Какая метафора объединяет эти тексты? (Любовь: огонь - пожар - пламя). Комментарий учителя. Огненная метафора любви (отождествление любви и огня) – одна из самых частотных среди образных составляющих концепта «любовь»: «О вы, которые любовью не горели,\ Взгляните на неё – узнаете любовь» (Пушкин): «Кто-то кричал: «Пожар!... Пожар!..» /А это любовь была» (Р. Рождественский).  С огнём не шутят. А с любовью? Как может повлиять она на человеческую жизнь?

  • Слайд 18

    3. Концепт «любовь» в художественной картине мира русских писателей

    1). Прочитайте текст. Какие моменты своей жизни вспоминает Андрей Болконский? Как связаны они с тем чувством, которое он испытывает? Определите характер этого чувства. (Возрождение к жизни).   И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывал те неразумные, невыразимые слова, тайные, как преступление, мысли, связанные с Пьером, со славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь.

  • Слайд 19

     

    2) Прочитайте текст. Подчеркните ключевые слова, раскрывающие характер чувства, которое испытывал Павел Петрович к княгине Р. Объясните их употребление. Как повлияло это чувство на жизнь героя? Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещевания начальников, и отправился вслед за княгиней, года четыре провёл он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя её из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на своё малодушие… но ничто не помогало (…) В Бадене он как-то опять сошёлся с нею по-прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц всё уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. (…) Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю клею. Как отравленный бродил он с места на место. (…) он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал. Какой вывод мы делаем? С любовью не шутят. Это чувство способно возродить человека к жизни, но оно может и вычеркнуть его из жизни.

  • Слайд 20

     

    III. Творческая работа (по выбору учеников). Напишите метафорический портрет концепта «любовь». Напишите эссе «Страна любви - великая страна». Напишите эссеистический текст на тему «Любовь», который вбирал бы в себя разные её смыслы (любовь к жизни, людям, родине и т.д.). В качестве зачина для каждого абзаца можете использовать фразу «Есть любовь …», а в качестве заключительной фразы – строчку Г. Аполлинера: «Вот из чего рождается симфония любви».

  • Слайд 21

     

    Напишите текст-рассуждение «Без любви» по ключевым фразам, взятым из статьи русского философа Ивана Ильина: 1. Нельзя человеку прожить без любви, потому что она дана нам от Бога и от природы… 2. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни, великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им… 3. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека… 4. Нельзя человеку прожить без любви и потому, что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу… 5. Без любви мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение.    

  • Слайд 22

    ПРИМЕРЫ СИНКВЕЙНОВ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВЬ»

    Любовь Безответная, тайная Не покидает, мучает, сжигает Мне несёт погибельную муку Наваждение Любовь Счастливая, радостная Окрыляет, помогает, созидает Это самое лучшее чувство Счастье

  • Слайд 23

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ТВОРЧЕСКИХ И ЛИЧНЫХ ПОБЕД!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд