Содержание
-
Выявление и диагностика расстройств аутистического спектра
-
Расстройства аутистического спектра:классификация
МКБ-10 F84 Первазивные расстройства психического развития: F84.0 Детский аутизм F84.1 Атипичный аутизм F84.2 Синдром Ретта F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями F84.5 Синдром Аспергера F84.8 Другие общие расстройства развития F84.9 Общее расстройство развития неуточненное
-
DSM-5 299.00 Расстройства аутистического спектра: - Аутизм (синдром Каннера) - Синдром Аспергера - Детское дезинтегративное расстройство - Неспецифическое первазивное нарушение развития
-
НЦПЗ РАМН (1997): 1. Детский аутизм эндогенного генеза 1.1. Синдром Каннера 1.2. Инфантильный аутизм в возрасте от 0 до 12-18 месяцев 1.3. Детский аутизм в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе) 1.4. Синдром Аспергера 2. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении ЦНС. 3. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА (fra-X), фенилкетонурии, туберозном склерозе и других формах умственной отсталости) 4. Синдром Ретта 5. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза 6. Аутизм неясного генеза.
-
Никольская О.С. (1985-1987): 1 группа. Дети, отрешенные от мира. У таких детей наблюдается нарушение активности, отсутствие речи и визуального контакта. 2 группа. Дети, не принимающие внешний мир. Проявляют большую активность, чем дети первой группы, но более стереотипны в своем поведении. Для них смена привычной обстановки является неприемлемой, и они демонстрируют это очень эмоционально. 3 группа. Дети, которые, ушедшие в свой собственный мир. Такие детки сверх увлечены своими интересами, фантазиями, иллюзиями. Любое вмешательство в их мир провоцирует агрессию и панику. 4 группа. Дети с характерно выраженной отсталостью в развитии. Они более схожи с детьми второй группы, но при этом они более заторможены, поскольку способности общаться с окружающим миром отсутствуют. Они более утомляемы и ранимы.
-
Расстройства аутистического спектра:трудности диагностики
Нет единых диагностических критериев, удовлетворяющих всех. Различия в интерпретации существующих диагностических критериев. Изменение симптомов у одного человека в течение жизни. Различные проявления одного и того же симптома у разных людей или у одного человека в разных ситуациях. Нет какого-либо биологического теста или анализа, подтверждающего диагноз. Проблема диагностического затемнения.
-
Расстройства аутистического спектра
Нарушения социального взаимодействия Повторяющиеся стереотипные действия Нарушения в коммуникации
-
Нарушения в сфере социального взаимодействия
-
-
-
-
Нарушения в сфере коммуникации
-
-
-
Повторяющиеся и стереотипные действия:моторные стереотипии
-
-
Повторяющиеся и стереотипные действия:игровые стереотипии
-
Повторяющиеся и стереотипные действия:необычные и навязчивые увлечения
-
Сопутствующие нарушения при РАС
Нарушения социального взаимодействия Повторяющиеся стереотипные действия Нарушения в коммуникации - Нарушения моторики - Гипо- или гиперчувствительность - Причинение вреда самому себе - Нарушения сна - Проблемы ЖКТ - Умственная отсталость
-
Этапы диагностики
-
Специалисты, участвующие в диагностике
-
Выявление: «красные флажки» аутизма
- Не реагирует или редко реагирует на своё имя. - Постоянно или часто ведёт себя так, как будто не слышит обращённой к нему речи. - Не улыбается или редко улыбается другим людям. - Не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12 месяцев. - Нет лепета к 12 месяцам. - Нет слов к 16 месяцам. - Нет фразовой речи (то есть сочетания двух и более слов) к возрасту 24 месяцев. - Утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.
-
Выявление: признаки беспокойства
-
Выявление
Специалист может выявлять симптомы РАС, основываясь на - собственных наблюдениях за развитием ребёнка, - описаниях развития ребёнка его родителя (или другого ухаживающего лица), - с помощью скринингов – опросников, заполняемых родителями ребёнка.
-
Постановка диагноза
Диагноз – является отражением настоящего представления о состоянии обследуемого, квалификация наблюдаемой к настоящему моменту клинической картины. В практическом отношении, отказываясь от диагноза, мы утрачиваем возможность сделать как медицинское вмешательство, так и психолого-педагогическую работу дифференцированными и, следовательно, эффективными; невозможными становятся прогноз, выработка стратегии комплексного воздействия. (Морозов С.А.)
-
Качественные нарушения в социальном взаимодействии Неспособность адекватно использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия. Неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности. Редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения. Отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми. Отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом; или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.
-
II. Качественные нарушения в коммуникации: Отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления). Отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной имитативной игры. Относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор. Стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкретическое использование слов и предложений.
-
II. Качественные нарушения в коммуникации: Отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления). Отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной имитативной игры. Относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор. Стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкретическое использование слов и предложений.
-
Постановка диагноза:сложности дифференциальной диагностики
При формальном применении диагностических критериев МКБ-10 и DSM-V почти любому ребёнку с идиотией или имбецильностью можно формально установить диагноз аутизм. Дифференциация с умственной отсталостью (УО) и задержкой психического развития (ЗПР). Часто РАС могут сопровождаться УО или ЗПР. Если ребёнок в раннем возрасте не получает необходимой помощи по преодолению аутистической самоизоляции, то может происходить интеллектуальное и психическое недоразвитие. Но в некоторых случаях необходима дифференциация.
-
Дифференциация с первичными нарушениями речи (сенсорной и моторной алалией, дизартрией).
-
Литература
1. Баенская Е.Р. Ранняя диагностика и коррекция РАС в русле эмоционально-смыслового подхода. 2. Батышева Т.Т. Ранняя диагностика РАС в практике детского психоневролога. 3. Воронков Б.В., Рубина Л.П. Аутизм. Диагностика у взрослых и детей. 4. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. 5. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. 6. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. 7. Детский аутизм. Хрестоматия. Составитель Шипицина Л.М.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.