Содержание
-
Здоровьесберегающий потенциал технологий дошкольного образования
1 Методическая разработка Автор: старший воспитатель ГБДОУ№17 Кузьмина Светлана Николаевна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Санкт-Петербурга
-
Характеристика здоровьесберегающего педагогического процесса
2 Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть : соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
-
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, так и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. 3
-
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, Н.К. Смирновым: 1. Медико-гигиенические технологии. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет -элементы этой технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. 4
-
3.Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 подгруппы: - организационно-педагогические технологии (определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и т.д.); - психолого-педагогические технологии (воздействие педагога на детей в ходе НОД); - учебно-воспитательные технологии (формирование представлений о грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников). 5
-
Физкультурно-оздоровительные технологии
Здоровьесберегающее физическое воспитание предполагает интегрированный подход. Примером интегрированного подхода может быть включение в различные формы работы решения задач: речевого, математического, экологического, музыкального воспитания детей. 6 В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной преобразующей деятельности (проблемные, занимательные образовательные ситуации, стимулирующие творческий потенциал ребенка).
-
При организации предметно-развивающей среды соблюдаются следующие принципы:
Принцип активности, самостоятельности, творчества, так как среда должна провоцировать возникновение и развитие интереса к занятиям спортом, формированию волевых качеств, эмоций и чувств детей; Принцип стабильности – динамичности; Принцип комплексирования и зонирования Принцип эмоциогенности, комфортности и целесообразности. Предметно-развивающая среда должна содержать стимулы, способствующие качеству выполнения заданий, упражнений, развитию двигательной активности каждого ребёнка. 7
-
Формы (методы и приёмы) способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников в ДОУ:
8
-
9
-
10
-
11
-
12 В дошкольных учреждениях в качестве оздоровительных средств используются: закаливание с помощью как босохождения, так и специальных средств спелеотерапии (создание кабинетов «Горный воздух», «Соляная пещера»); электронные воздухоочистители; кислородные коктейли; водные процедуры; солнечные ванны; полоскание горла и полости рта; прием гомеопатических средств.
-
Социальный компонент здоровьесберегающей среды
К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении относятся: педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу, медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников; Семья. Сочетание всех подходов возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов, специалистов и семьи. 13
-
Работа с семьёй
Планирование работы с семьей предусматривает: целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость режима, полноценного питания, закаливания и т. д.; формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы; знакомство с основными методами профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.). Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместная двигательная деятельность детей и родителей типа «Папа, мама, я – спортивная семья», которые организуются в детском саду. 14
-
Литература за последние 5 лет, по теме «методика развития профессиональной компетентности воспитателя в сфере здоровьесбережения»
15 Красношлыкова О.Г. Теоретические и практические аспекты здоровьесберегающего потенциала педагога / О.Г. Красношлыкова, О.Г. Иванова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 2 (26). – С. 37-42. – Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty-zdoroviesberegayuschego-potentsiala-pedagoga/... Пичугина И.В. Формирование культуры здоровьесбережения в процессе подготовки будущих педагогов // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – № 1-1 (44). – С. 73-77. – Электрон. копия доступна на сайте журнала. URL: https://journals.eco-vector.com/byusu/article/view/7442 Тучкова А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников / А.А. Тучкова, М.В. Гайдай, Н.В. Твердохлебова // World science: problems and innovations : сб. ст. XXV Междунар. науч.-практ. конф., 30 окт. 2018 г., г. Пенза. – Пенза, 2018. – С. 271-273. – Электрон. копия доступна на сайте междунар. центра науч. сотрудничества «Наука и просвещение». URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/11/МК-420-Сборник.pdf
-
16 Пелихова А.В. Подготовка педагогов дошкольного образования к осуществлению здоровьесбергающей деятельности / А.В. Пелихова, К.П. Зайцева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – № 1 (34). – С. 84-89. – Электрон. копия доступна на сайте Челяб. ин-та переподготовки и повышения квалификации работников образования. URL: https://ipk74.ru/upload/documents/jornal34.pdf Стожарова М.Ю. Формирование профессиональной компетентности педагогов ДСО в области здоровьесберегающих технологий / М.Ю. Стожарова, Ю.В. Юсубова // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 3 (21). – С. 92-98. – Электрон. копия номера доступна на сайте журнала. URL: http://journal-ppp.ulspu.ru/wp-content/uploads/2017/11/№3212017_21.11.pdf Топорова О.Р. Формирование профессиональной компетентности педагога в области здоровьесбережения дошкольников // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 18 сент. 2018 г., г. Екатеринбург. – Стерлитамак, 2018. – Ч. 2. – С. 33-35. – Электрон. копия доступна на сайте Агентства междунар. исследований (АМИ). URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-210.pdf
-
Спасибо за внимание!
17
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.