Содержание
-
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 36
Тема:« Фонетическая ритмика - метод формирования и коррекции произносительной стороны речи дошкольников» (Мастер-класс для педагогов ДОУ)Учитель –логопед Медведева С.В.п. Дружба 2017 г.
-
Определение фонетической ритмики
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
-
Фонетическая ритмика - метод работы
Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Обязательное условие занятий- эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
-
Компоненты фонетической ритмики:
Эмоциональный Двигательный Речевой. Фонетическая ритмика использует механизм функционального единства всех компонентов.
-
Рекомендации по проведению занятий
Проводить регулярно. Дети должны стоять врассыпную. Движения и речевой материал предварительно не выучиваются. Упражнения проводятся по подражанию. Каждое упражнение повторяется 3-5 раз сначала всей группой, а затем отдельными детьми по выбору педагога. Движения чередуются : то быстрые, то медленные.
-
С какого возраста можно начать заниматься фонетической ритмикой?
Фонетическую ритмику можно использовать на индивидуальных и групповых занятиях с детьми начиная с трехлетнего возраста. Она полезна абсолютно всем детям.
-
Направления фонетической ритмики
- нормализация речевого дыхания ; - формирование умений изменять силу и высоту голоса; - правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; - правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; - различение и воспроизведение различных ритмов; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
-
Практическое применение фонетической ритмики
Многим детям трудно воспроизводить слоги и слова со стечениями согласных. Применение фонетической ритмики эффективно решает эту проблему. На занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. Весёлые динамические паузы на различных занятиях.
-
От простого –к сложному
Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным(гласные звуки: а, о, у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, й , е, ё, ю, я).
-
Предлагаю Вам фотоматериал знакомства дошкольников с гласными звуками с помощью фонетической ритмики
-
Гласные звуки: А –вытянув руки вперёд, соединить ладони
А-А-А-А
-
Плавно развести руки в стороны ладошками вверх при одновременном длительном произнесенииА-А-А (шёпотом, тихо, громко)
-
О– развести руки через стороны вверх и соединить их в кольцо над головой
-
при одновременном произнесении О-О-О
-
У – давящим движением вытянуть руки вперёд
-
при одновременном произнесении У-У-У.
-
И – руки вверх, при одновременном произнесении И-И-И
-
И-И-И –беззвучная артикуляция(дети сами догадываются)
-
Э – руки вперёд в стороны
-
при одновременном произнесении Э-Э-Э
-
Ы – руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки
-
Произнося гласный Ы-Ы-Ы, дети отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»)
-
Предлагаю Вашему вниманию пример проговаривания текста с движением на примере упражнения «Пылесос».Ы-Ы-Ы–гудит мой пылесос(Дети «растягивают пружинку»)
Упражнение «Пылесос»
-
(Вращение руками перед грудью «моторчик»)
-
Пыль сосёт он через нос(Показывают указательным пальцем на нос)
-
Хочет, чтоб мы жили ( Наклоняются вперёд и кистями рук делают вымитающие движения «вперёд-назад» между ног).
-
В чистоте, без пыли ( Проводят руками по одежде сверху вниз сначала с одной, потом с другой стороны).
-
Работа только начата, впереди у нас –знакомство с согласными и йотированными звуками.
Главное, что всем детям очень нравится фонетическая ритмика и они занимаются с интересом, живо и радостно.
-
Вывод:
Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов и, в первую очередь, для своевременного развития речи.
-
Литература:
1. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-64 с. 2.Микляева Н.В., Полозова О.В., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмикав ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов.- М .: Айрис-пресс, 2005. -112с.
-
Желаю Вам удачи во всех начинаниях!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.