Презентация на тему "Формирование фонематических представлений"

Презентация: Формирование фонематических представлений
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.13 Мб). Тема: "Формирование фонематических представлений". Предмет: русский язык. 19 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование фонематических представлений
    Слайд 1

    Формирование фонематических представлений

    МБДОУ «Чебурашка» Консультация для педагогов ДОУ Учитель – логопед Кокорина Ольга Константиновна 25.11.2015.

  • Слайд 2

    Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического восприятия — умений узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных. Формирование этих умений включает следующие этапы (по степени усложнения).

  • Слайд 3

    Этапы формирования фонематических представлений

    1. Развитие слухового восприятия. 1.1. Развитие слухового внимания. 1.2 Развитие слуховой памяти. 1.3. Развитие речевого слуха. 2. Становление фонематического слуха. 2.1. Становление фонематического слуха в рядах изолированных гласных. 2.2. Становление фонематического слуха в рядах слогов. 2.3. Становление фонематического слуха в словах. 3. Дифференциацию парных звуков. 4. Развитие звукослогового анализа слов.

  • Слайд 4

    1.Развитие слухового восприятия1.1. Игры на развитие слухового внимания

    Работа по развитию слухового восприятия проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи(Быкова – котенок «Слышь») «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. «Узнай по голосу» - развитие слухового внимания. - Раз, два, три в круг вставай, кто позвал, угадай. Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

  • Слайд 5

    1.2.Игры на развитие слуховой памяти.

    «Посмотри, запомни, назови» - развитие слуховой памяти. Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их. - Ты внимательно смотри, все запомни, повтори.

  • Слайд 6

    1.3. Развитие речевого слуха

    Следующий этап воспитания слухового восприятия — узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемые слова постепенно усложняются по звуковому составу: а) далёкие слова: муха, паук, утка, вата; б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото; в) с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочки, удочки, краны, раны, рот, крот; г) слова, различающиеся одним-двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток. рот, кот, кок, сок, бок, бот; миска, мишка, шишка, пышка, вышка, мышка; д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля (Оля) держит шарик. Вова мыл (мёл) пол.

  • Слайд 7

    Игры на развитие речевого слуха

    «Делай, как слышишь». Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок дол­жен выполнять не то, что видит, а то, что слышит. - Слушай, не зевай, что услышишь, повторяй. Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

  • Слайд 8

    2. Развитие фонематического слуха

    Узнавание слова в ряду других плавно переходит в уз­навание звука в слове. Заданный звук дети отмечают, используя картинку, игрушку, вырезанную фигурку, звукоподражание, имитацию движений, слово(Рыжанкова, Костылева)

  • Слайд 9

    2.1.Работа с рядами гласных звуков

    Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.

  • Слайд 10

    Игровые приемы в работе с гласными звуками

    «Узнай плач Алёнушки» — ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а... «Когда болят зубки?» — ооо. «Кто услышит жеребёнка?» — иии. «Осторожно, паровоз!» — ууу. «Послушаем эхо» — эээ. «Прощальный сигнал парохода» — ыыы. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду. Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, напри­мер А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответ­ствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников.

  • Слайд 11

    2.2.Работа со слоговыми рядами

    Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком. Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов: а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА; б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными:ТА-ТО-ТУ; в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ; г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ; д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными:ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ. Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увели­чивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется.

  • Слайд 12

    Игровые приёмы в работе со слогами

    «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

  • Слайд 13

    2.3. Игры на узнавание звука в слове

    «Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук. - Подумай, не спеши, правильно возьми.

  • Слайд 14

    3. Дифференциация оппозиционных звуков

    Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении.В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.

  • Слайд 15

    Игры на развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки

    «Раздели на два». Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции. «Кто больше?» Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...

  • Слайд 16

    4. Развитие звукослогового анализа слова

    Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой последовательности — от лёгких заданий к более трудным: Выделение ударного, затем безударного гласного в начале слова:утка, окна; арбуз, изба. Выделение согласного звука в обратных слогах и в конце слов: АП,ОХ; суп, кот, мак. Полный звуковой анализ обратного слога: УМ — У, М. Выделение согласного в прямом слоге и в начале слова: МУ, сок. Гласный в середине односложных слов типа лук.

  • Слайд 17

    Полный анализ прямых слогов и односложных слов: но — Н, О; мак —М, А, К. Выделение гласного звука в конце двусложного слова: рука. Деление слов на слоги: ЛА-ПА. КА-ША. Полный звукослоговой анализ двусложных слов: ЗУ-БЫ, 3, У, Б, Ы. Односложные слова со стечением согласных в начале или в концеслов: стол, брат; зонт, волк. Слова со стечением двух согласных, относящихся к разнымслогам, деление таких слов на слоги: кош-ка, сум-ка, вес-на.   Далее формирование звукослогового анализа проводится за счёт усложнения ритмико-слоговой структуры слова

  • Слайд 18

    Первый этап в формировании звукового анализа — выделение звука без соотношения его с занимаемым местом в слове, второй — умение указать место и последовательность звуков, полный звуковой состав слова. Прежде всего следует уточнить само понятие «слово». Усвоив понятие «слово» и научившись проводить полный звуковой анализ слов типа МАК, ребенок легко начинает «писать» слова, используя графическую схему – горизонтальный ряд клеток под картинкой по числу звуков в слове, которые закрываются соответствующей фишкой (красной, синей, зеленой). Со временем схема убирается, дети работают одними фишками, а позже – с буквами

  • Слайд 19

    Литература:

    Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009. Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. Пальцы развиваем, буквы составляем. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Коствлева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Грав, 2007

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке