Содержание
-
Фонетико-фонематическое нарушение речи у ребёнка
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
-
Что такое фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха", - говорит Вам логопед."Но мой ребенок слышит хорошо", - недоумеваете Вы. Дети с ФФНР – это дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
-
Фонематический слух - основа для понимания смысла сказанного
Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись.
-
Коррекция ФФНР
Начальное, а потому самое важное звено в коррекционной работе над ФФНР – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы. В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа, в которые Вы можете играть со своим ребёнком.
-
I этап - Узнавание неречевых звуков
Игра «Что звучало?» На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти). Игра «Угадай, что я делаю?» Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т.д.
-
II этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз
Игра «Узнай по голосу» В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом. Игра «Эхо» Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой. Игра «Скажи, как я» Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.
-
III этап - Различение близких по звуковому составу слов
Игра «Светофорчик» У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки. Игра «Исправь ошибку» Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
-
IV этап - Различение слогов
Игра «Повторюшки» Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д. Игра «Сигнальщик» Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
-
V этап - Различение фонемНа этом этапе нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть
Игра «Отгадай, кто это?» Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт. Игра «Поймай звук» Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
-
Регулярно занимаясь с ребёнком дома (по указаниям логопеда), играя в представленные игры, Вы сможете добиться отличных результатов в развитии фонематического слуха у ребёнка, а, значит, процесс коррекции ФФНР пойдёт намного быстрее и вскоре Вы услышите ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ своего ребёнка, которая станет залогом успешного освоения грамоты и чтения!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.