Содержание
-
Этапы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
-
Узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
-
Игры.
«Угадай , что звучит.» «Где позвонили?» «Где хлопнули?» «Что гремит?»
-
Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти на основе музыкальных инструментов.
Дети слушают звучание игрушечных музыкальных инструментов, как они называются. Потом логопед за ширмой воспроизводит звучание. Дети отвечают на вопрос: «Что звучит?»
-
Цель: определение направления звука.
Дети сидят в разных местах комнаты группами. В каждой группе есть музыкальный инструмент. Водящему предлагается закрыть глаза и угадать где позвонили, направление указать рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора»,-водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек.
-
Определить, где хлопнули.
Дети сидят в разных местах комнаты. Водящему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.
-
Цель:умение дифференцировать звуки с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры
В игре можно использовать :крупу, косточки от ягод, фруктов, семечки и т.д.
-
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
На протяжении этого этапа нужно учить детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.
-
«АУ»
Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.
-
«УЛИТОЧКА»
Умение узнавать товарища по голосу. Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я?
-
УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ.
Развивать остроту слуха. Ведущий даёт команды четким шёпотом . Например: «Руки вверх, в стороны, кругом»и т.д.
-
НАЙДИ КАРТИНКУ
Развитие восприятия звукокомплексов. -с опорой на зрительное восприятие артикуляции -без опоры на зрительное восприятие(губы логопеда закрыты).
-
ТРИ МЕДВЕДЯ
Научить различать реплики по высоте и тембру звучания. Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.
-
Различение слов, близких по звуковому составу.
На занятиях этого этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
-
СЛОВА-ПЕРЕВЁРТЫШИ
Умение выделять правильно звучащее слово из ряда слов. Например: баман альбом паман айбом банан аньбом ванан альмом маван альном
-
«ПУТАНИЦА»
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком. Например: Воробей сидел на ветке, Старичок дремал в беседке, Далматин же в это время громко лаял у соседки. Воробей дремал в беседке Далматин сидел на ветке. Старичок же в это время громко лаял у соседки. Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке. Воробей же в это время громко лаял у соседки.
-
ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА
-с опорой на картинки -на слух: Пень-день; танк –банк; ком-дом …
-
ПРОТЯНИ ВЕРЕВОЧКИ
Соедини линиями похожие по звучанию картинки
-
НЕЗНАЙКИНЫ СТИХИ.
Прослушай рифмовку, замени «неправильное слово». Отругала мама зайку- Не надел под свитер гайку.(майку) Много снега во дворе- Едут танки по горе.(санки) Хулиганам не до шутки, Если Рекс в собачьей дудке.(будке)
-
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ
На этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.
-
*воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога*воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками*воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками*воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости: по два слога; по три слог*воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающихся по твердости-мягкости*воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными
-
та-та-ТА та-ТА-та ТА-та-та та-то-ту бо-ба-бы та-ка-па фа-ха-на га-ба-на
-
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
-
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель:развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.
-
«Разноцветные мячи»
Цель:закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстрого мышления. красный мяч-гласный синий-согласный
-
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
Задачей последнего этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа
-
«Слог да слог - и будет слово»«Мяч поймай - слово составляй»«Встречу слово на дороге- разобью его на слоги»
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трёхсложные слова.
-
Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
«Кто лучше слушает?» Цель: развитие умения определять количество услышанных гласных. А ;ОА ;АУО… «Какой звук есть во всех словах?» Цель: развивать умение выделять общий звук в словах.
-
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАДАННОГО ГЛАСНОГО В СЛОВЕ
При определении наличия или отсутствия звука в слове гласные звуки можно изображать красными кружками или символами звуков «Найди звук», «Куда спрятался звук»…
-
При выделении гласного в начале, конце, середине односложных слов. «Найди место звука в слове», «Какой гласный убежал в конец слова?», «Какой гласный прячется в середине слова?», «Какой гласный начинает слово?»…
-
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определённая последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.
«Назови последний звук» «Помоги заселить жильцов» «Договори словечко» и т.д. Цель: развивать умение определять последний согласный звук в слове.
-
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗАДАННОГО ЗВУКА В СЛОВЕ
При выделении изученного согласного в составе слова «Я услышу этот звук, положу -в начало круг -в серёдку круг -в конце я круг»
-
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ
Использовать сигнальные кружки синего и зеленого цвета «Твердый, мягкий- подскажи, место верно укажи»
-
Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
-
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ ТРЁХЗВУКОВЫХ СЛОВ С ИЗУЧЕННЫМИ ЗВУКАМИ
Полный звуковой анализ и определение последовательности звуков в слове. Пририсовывается соответствующее количество кружков на линии, обозначающей слово, называются гласные и согласные звуки, раскрашиваемые и красным и синим цветом. «На картинки посмотри, сколько звуков говори», «Подбери слово к схеме»…
-
Презентацию выполнила учитель-логопед ГДОУ №16 Грудинская Валентина Николаевна
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.