Содержание
-
«Система коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР выполнила: учитель-логопед МАДОУ детского сада №18 «Росинка» Асабина Л.В. г.о.г. Бор 2020 г.
-
Актуальность
Обусловлена тем, что проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР входит в число важнейших задач логопедической работы И без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением
-
«Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова.» К.Д.Ушинский
-
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР ЗАДАЧИ РАБОТЫ: Проанализировать логопедическую, психолого-педагогическую литературу по теме Провести обследования , направленное на изучение проблемы. Подобрать методики, изучающие состояние фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей. Определить эффективные методы и приемы коррекционной работы по развитию языкового анализа и синтеза
-
По Л.С. Волковой фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке речевые звуки.Фонематическое восприятие – это мыслительная деятельность по выделению и дифференциации звуков, по установлению звукового состава слова. Речевой слух – общая работа фонематического и фонетического слуха, выполняет восприятие и анализ чужой речи, а также проверка собственной речи. Речевой слух является стимулом формирования правильного произношения.
-
Метод диагностики
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной
-
Обследование состояния фонематического восприятия:
Выполнение трёх заданий: выделение звука в ряду других; подбор картинок на заданный звук; самостоятельное придумывание слов с заданным звуком Предлагаемая система оценок: 3 балла - правильно выполняются все задания; 2 балла – задание выполняется с помощью логопеда; 1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда; 0 баллов - задание не выполняется.
-
Сводная диаграмма по результатам обследования фонематического восприятия в начале года у детей с ОНР
-
Обследования навыков звукового анализа и синтеза.
Выполнение трёх заданий: Выделение первого звука в слове; Определение количества звуков в слове; Определение места звука в слове. Предлагаемая система оценок: 3 балла - правильно выполняются все задания; 2 балла – задание выполняется с помощью логопеда; 1 балл – задание выполняется с ошибками после помощи логопеда; 0 баллов - задание не выполняется.
-
Обследование навыков звукового анализа и синтеза в начале года, до коррекции навыка.
«Выделить первый звук в слове» - средний балл - 33% «Определение количества звука в слове» - средний балл– 20% «Определение места звука в слове» - средний балл за это - 20%
-
Для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР, овладение чтением, использовались традиционными методиками, авторами которых являются: АграновичЗ.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях спец. детского сада. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
-
Содержание коррекционной работы
I ЭТАП – узнавание и различение неречевых звуков. Задачи: Формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений.
-
«Угадай, что делают»
Необходимы : стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш. Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.
-
II ЭТАП - различение высоты, силы, тембра голоса.
Задача: Дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр .
-
«Далеко – близко» Используются 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее. На третьей изображена станция, вдали. Педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку. «Большой – средний – маленький» Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). Педагог произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.
-
III ЭТАП- Различение слов, близких по звуковому составу. Задача: На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
-
«Красный – зелёный»Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит правильные и неправильные варианты слова «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если дети услышали правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный флажок, а если нет – красный.
-
IVЭТАП -Дифференциация слогов Задача: Учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па
-
V ЭТАП Игры на дифференциацию фонем. Задача: На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Сгласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.
-
«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ» Перед ребенком лежат картинки с изображением девочек, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию. Педагог произносит гласные звуки, а ребенок показывает соответствующую девочку «МАЛЬЧИКИ – СОГЛАСНЫЕ» Твердые звуки носят одежду синего цвета, мягкие – одежду зелёного цвета. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик , глухие носят наушники. Педагог произносит согласные звуки, а ребенок показывает соответствующего мальчика.
-
VI ЭТАП - Развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачи: Определение количества слогов в словах разной сложности; Выделение первого и последнего звука в слове; Определение места, количества, последовательности звуков в слове; Анализ обратных слогов; Анализ прямого слога, слов.
-
Игры на определение количества слогов: «ПАРАВОЗИК И ВАГОНЧИК» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов. Игры на выделение первого и последнего звука в слове: «РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп. Игры на определение места звука в слове: «СИНИЧКИ»Педагог показывает синичку и просит положить фишку на голову, туловище или хвост, в зависимости, где слышится заданный звук.
-
Коррекционная работа по развитию звукового анализа и синтеза имеет четыре ступени
Обучение детей выделять начальный гласный звук из слов: у-утка....Анализ ряда, состоящего из двух-трех гласных (аи, аиу). Анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, ок. В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак) Выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Анализ и синтез прямого слога типа са, а затем – умением выделять первый согласный из слов.
-
Последовательность коррекционной работы по развитию звукового анализа и синтеза
-
Результаты обследования фонетического восприятия в конце года
«Выделение звука в ряду других звуков» с 30% до 80% «Подбор картинок на заданный звук» с 26% до 73%. «Придумывание слов с заданным звуком» с 20% до 90%
-
Результаты обследования навыков звукового анализа и синтеза в конце года
«Выделение первого/последнего звука в слове» с 33% до 86% «Определение количества звуков в слове» с 20% до 80%. «Определение места звука в слове» с 40% до 90%
-
Вывод
Своевременная организация логопедической работы по формированию и развитию фонематической системы в целом, и навыков звукового анализа и синтеза в частности, позволит избежать появления дисграфических и дислексических ошибок при обучении грамоте в школе
-
Список литературы
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей.- Спб., 2000 2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. 3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 4. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.). – СПб.: “Паритет”, 2003 5. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М. 1961г. 6. Методы обследования речи детей: Чиркина Г.В. Пособие по диагностике речевых нарушений/ - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. 7. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина // Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 2007. 8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997. 9. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999. 10. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4 – 5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.