Содержание
-
Формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе ДОУ
Учитель-логопед ГБДОУ № 37 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга: Дельнова Наталия Владимировна
-
Лексика (словарь) – это слова, обозначающие предметы, действия и признаки окружающей действительности.
Различают пассивный и активный словарь. Пассивный словарь (импрессивная речь) – слова, которые ребёнок понимает. Активный словарь (экспрессивная речь) – слова, которые ребёнок говорит.
-
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровень грамматического строя речи.
-
-
-
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи младших дошкольников
Для речи 3-4-летних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких предложений. Речь младшего дошкольника ситуативна, она вызывается впечатлениями от воспринимаемого, её понимание опирается на ситуацию. При нормальном речевом развитии ребёнок 3-4-х лет начинает изменять слова по числам, образовывает формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, согласовывает слова в роде, числе и падеже. В возрасте 3-4-х лет у ребёнка ярко проявляется процесс опробования способов словообразования (образование слов с помощью приставок и суффиксов).
-
Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи в младшей группе ДОУ
Методы: Дидактические игры Игры – драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок Приёмы: Образец Объяснение Повторение Создание проблемной ситуации Образец является основным приёмом на занятиях
-
Пассивный словарь
Понимание конкретных существительных (показ по словесной инструкции предметов, частей предметов, частей тела). «Покажи мяч»
-
Понимание обобщающих слов (выбор предметов или картинок по лексическим темам).«Покажи посуду»
-
Понимание действий (выполнение поручений по речевой инструкции: «Дай куклу, покорми куклу»; показ картинок: «Покажи, где девочка спит?»
-
Грамматический строй импрессивной речи
Понимание форм единственного и множественного числа существительных. «Покажи грибы»
-
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД (выполнение поручений: «Положи мяч в коробку, на стол и т.п.; показ картинок: «Где мяч под столом? Где мяч на столе?»)
-
Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.«Покажи, где домик, мячик, ложечка»
-
Активный словарь
Существительные (называние по картинкам игрушек, посуды, одежды, животных и т.д.)
-
Глаголы (называние по картинкам действий)«Что делает мальчик?»
-
Прилагательные (называние по картинкам цвета, формы, величины, вкуса предметов)«Банан какой?», «Мяч какой?»
-
Формирование грамматического строя экспрессивной речи
Употребление существительных единственного и множественного числа в И.п. (называние предметов) мяч мячи
-
Употребление существительных единственного числа в В.п. без предлога. «Кого встретил колобок?»
-
Употребление существительных единственного числа в Р.п. без предлога.«Кого не стало?»
-
Кого не стало?
-
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (называние цвета предмета).
-
Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД (называние местонахождения предметов по картинкам и по демонстрации).«Где сидит кот?», «Где лежат кубики?», «Где стоит ваза?»
-
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (называние маленьких предметов).
-
-
1. «Один – много»2. «Большой – маленький» («Назови ласково»)3. «Кого не стало?»4. «Чего не хватает?»5. «Скажи, какой, какая?»6. «Кто где живёт?»7. «Четвёртый – лишний»8. «У кого кто?»9. «Скажи наоборот»10. «Что забыл нарисовать художник?»11. «Кто что делает?»12. «Кто что любит?»13. «Кто где?», «Что где?»14. «Что подарим кукле?»15. «Чудесный мешочек»
-
Методическая литература
-
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.