Содержание
-
Педагогический проект
Формирование лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности Куксова Олеся Анатольевна учитель русского языка и литературы МОУ ООШ № 20
-
Актуальность
Новые реалии требуют нового подхода к образованию: образование в течение всей жизни. Одним из новых для российского образования стал компетентностный подход. компетенций
-
Специальная цель преподавания русского языка в школе – формирование компетенций
-
Лингвистическая компетенция представляет собой осмысление речевого опыта, включает в себя знания основ науки, предполагает знания самого языка, его устройства и функционирования.
-
Аннотация
Данный проект направлен на формирование лингвистической компетенции учащихся, повышение уровня мотивации обучения, развитие творческих способностей через урочную и внеурочную деятельность. Проект рассчитан на учащихся 7классов. Объект исследования – процесс изучения морфологии русского языка. Срок реализации – 2009 -2010 уч. год.
-
Проблема
Анализ результатов проведения пробного тестирования в 7-м классе показали, что недостаточно сформированы лингвистические умения и навыки: -ученики затрудняются при проведении речеведческого и языкового анализа текста; -связно излагать свои мысли в письменной и устной форме на лингвистическую тему; -дифференцировать слова разных частей речи; -бедность кругозора; -определять лексическое и грамматическое значение слова.
-
Предмет исследования
Формирование лингвистической компетенции в процессе изучения морфологии (именных частей речи) на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе
-
Цель проекта
Теоретически обосновать и разработать методику формирования лингвистической компетенции.
-
Задачи
На основе анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы определить теоретические основы формирования лингвистической компетенции на уроках по морфологии. Обосновать возможности уроков русского языка и внеклассной деятельности при формировании лингвистической компетенции. Разработать модель формирования лингвистической компетенции и экспериментально её проверить. Определить выбор приемов и методов, эффективных для формирования лингвистической компетенции.
-
Гипотеза
Формирование лингвистической компетенции будет результативным, если обучение морфологии будет опираться на систему, включающую целенаправленное и поэтапное овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и употребление их в речи на основе комплекса специальных упражнений
-
Механизм реализации проекта
-
План реализации проекта
-
Методологическая основа исследования
Принципы дидактики, психолого-педагогические воззрения на роль обучения в развитии ребенка (учение Л.С. Выготского) Теория о единстве сознания и деятельности ( С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) Теория развивающего обучения (Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина,В.В. Давыдова) Личностно-ориентированное обучение (Е. В. Бонревская, О. С. Газман) Идеи модернизации образования на основе компетентностного подхода (В. А. Болотов, В. В. Сериков, А. В. Хуторской) Исследования развития мышления в школьном возрасте(В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)
-
Основные виды деятельности в рамках коммуникативной компетенции
говорение слушание и понимание чтение письмо
-
Базовые технологии, поддерживающие компетентностное обучение(формирование коммуникативной компетенции)
Технология проблемного обучения Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Технология решения изобретательских задач Информационно-коммуникационные технологии
-
Принципы формирования коммуникативной компетенции
Научность Системность и целенаправленность Связь теории с практикой Проблемность представления материала Планомерность организуемого повторения Использование межпредметных связей
-
Критерии оценки коммуникативной компетенции
Знать основные законы и правила. Знать языковые средства выражения мысли. Понимать сущность основных морфологических понятий. Последовательно излагать собственные мысли. Соблюдать языковые нормы. Знать речеведческие термины. Связно строить высказывания на лингвистическую тему.
-
Результаты диагностики
-
Результаты диагностики по русскому языку за 3 года
-
Методы формирования коммуникативной компетенции
Учебный диалог Доклады Ролевые и деловые игры Дискуссии, диспуты Тренинги общения Выступление в качестве ведущего Учебные и исследовательские проекты Проведение анкетирования Составление текстов для размещения на Интернет-форумах Резенцирование работ
-
Результаты проекта
Рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, лингвистической компетенции Практическим путем определен выбор приемов и методов, эффективных для совершенствования лингвистической компетенции Разработаны методические рекомендации для формирования лингвистической компетенции
-
Практическая значимость
Результаты данной работы можно использовать при планировании и организации учебной деятельности, ориентированной на «ключевых компетенциях» русского языка (в частности, лингвистической), что даст более точные ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по русскому языку, для последующей успешной сдачи ГИА
-
Используемые ресурсы
Агарков, Р. С. Роль компетентностного подхода в учебном процессе/Р. С. Агарков//Средн. проф. обр. – 2003. - № 6. – С. 36-49. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку или какую компетенцию мы формируем на уроке/ Е. А. Быстрова//Русская словесность. – 2000. - №2. Выготский, Т. М. Мышление и речь//Собр. в 6 т./ Л. С. Выготский. – М., 1982. – Т 2: Проблемы общей психологии. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования// И. Р. Гальперин. – М, 1999. Полат, Е. С. Педагогические технологии 21 века//Современные проблемы образования/ Е. С. Полат. – Тула, 1997. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка/ Д. Э. Розенталь. – М., 1987. Томсон, Н. А. Технология модульного обучения на уроках русского языка/ Н. А. Томсон// РЯШ. – 2007. - № 3. – С. 15-21. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования/ А. В. Хуторский//Народное образование. – 2003. Шкуран, Р. А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы/Шкуран Р. А.//Учебно-метод. пособие. – Тамбов: ТОИПКРО. – 2006. Сайт: http://www.eidos.ru. Caйт:http://www.oim.ru.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.