Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» Асбестовского городского округа ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ. (семинар-практикум для воспитателей) Анцыгина Л.А., заведующий, учитель-логопед выс. кв. кат. март, 2016г.
-
Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Большое внимание на формирование высокой культуры речи детей оказывает воспитатель.
-
Речь педагога
требования недостатки понятность и доступность речи соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, акцентологических) четкая дикция богатый лексический запас умение регулировать силу голоса, темп речи доброжелательность, искренность интонации многословие слова-сорняки (ну, вот, так) слащавость речи слова-заместители диалектизм бедность словарного запаса неправильность произношения использование слов, недоступных для понимания детьми завышенный темп, тон речи невыразительность речи
-
Компоненты ЗКР
звукопроизношение слуховое внимание речевой слух речевое дыхание темп речи и качество голоса: сила высота выразительность речи дикция культура речевого общения
-
Реализация задач по формированию ЗКР в детском саду
Реализация задач по формированию ЗКР в детском саду осуществляется в трех направлениях развитие речедвигательного аппарата (артикуляционной моторики, мелкой моторики, речевого дыхания). формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции, развитие словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи). развитие восприятия речи (развитие фонематического слуха, восприятие темпа, силы голоса, тембр речи).
-
-
-
-
-
-
Формы и методы коррекционной работы по формированию ЗКР
практические упражнения, игры, моделирование словесные рассказ, беседа, чтение Выбор того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, этапом работы, возрастными , индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так для постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы. наглядные наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, показ образца задания
-
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы
дидактические игры подвижные или хоровые игры с текстом дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) метод упражнений (заучивание и повторение скороговорок, игровые упражнения)
-
Сроки усвоения в произношении звуков речи
0-2 лет – А О Э П Б М 2-3 года – И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х 3-4 года – С З Ц 4-5 лет – Ш Ж Ч Щ 5-6 лет – Л Р Для формирования правильного произношения звуков важно развивать: артикуляционный аппарат. речевое дыхание фонематический слух
-
Развитие фонематического слуха
Главная задача: подготовка детей к овладению письменной речью. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. Непосредственное восприятие смысла слова уступает место анализу его звуко-слогового состава. Дети осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков. Обучаются выделению звуков из речи, из состава слова. Понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности. Овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа и синтеза подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался как можно чаще.
-
Порядок работы со словом (анализ, синтез)
Игры и упражнения на выделение звука в слове. Определение места звука: начало, середина конец. Анализ и синтез слов типа ГГ (ау, уа). Анализ и синтез слов типа СГ, ГС (ум, на). Анализ и синтез слов типа СГС (дом, мох). Анализ и синтез слов типа СГСГ-открытый слог (мама, часы). Анализ и синтез слов типа СГСС – стечение согласных в конце слова (волк). Анализ и синтез слов типа ССГС – стечение согласных в начале слова (стол). Анализ и синтез слов типа СГССА – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (сумка). Анализ и синтез слов типа СГСГСГ – три открытых слога (собака).
-
Обучение грамоте – это в первую очередь обучение чтению
Умение читать – важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие, например умение передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы. Чтение играет позитивную роль в коррекции звукопроизношения (особенно на стадии автоматизации и дифференциации . Основная задача детского сада формировать у детей готовность к обучению грамоте (обучение элементам грамоты). При обучении элементам грамоты необходимо придерживаться алгоритма: звук-буква-слог-слово-предложение.
-
Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались!
Спасибо за внимание! Вам успехов, сил и оптимизма.
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.