Содержание
-
Актуальные вопросы реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО(основная и вариативная часть)Подготовила: Лавреха Н.А.,старший воспитательМКДОУ №452г.Новосибирск.
-
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
-
Речевое развитие по ФГОС ДО включает:
Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
-
Парциальная программа «Риторика для дошкольников» О.М. Ельцова
Цель: обучение детей эффективному общению в конкретных речевых ситуациях. Возраст детей: программа реализуется в группах детей старшего дошкольного возраста (от пяти до семи лет). Место парциальной программы в образовательном процессе: система работы по программе «Риторика для дошкольников» спроектирована в эффективных формах образовательной деятельности педагогов с детьми: - развивающие занятия; - игровые обучающие ситуации.
-
Технология «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» Ельцова О.М.
. Цель: определение оптимального содержания и объема работы по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду Краткая аннотация: Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включает в себя три направления: - развитие связной речи; - подготовка к обучению чтению; - подготовка к обучению письму. Данная технология предполагает систему занятий по подготовке детей к обучению грамоте в форме опорных конспектов: - первый год обучения - старшая группа (1 занятие в неделю, длительность – 25 минут, 32 занятия - в год); - второй год обучения - подготовительная группа(1 занятие в неделю, длительность – 30-35 минут, 34 занятия - в год). Взаимосвязь технологии с образовательной программой: в основе технологии лежит практико-ориентированная речевая деятельность, направленная на освоение детьми образовательной области «Речевое развитие» (ФГОС ДО).
-
Технология «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»Авторы – составители:Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н
Цель: сформировать у детей более заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечить разностороннее воспитательное влияние на их развитие. Основной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения. Ситуации общения - специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Известно четыре вида таких ситуаций: - ситуации – иллюстрации, - ситуации – упражнения, - ситуации партнёрского взаимодействия, - ситуации – оценки. Ситуация общения планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.Длительность ситуации общения от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения. .
-
«Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»
-
Традиционные и нетрадиционные формы речевой работы с детьми в образовательном процессе ДОО
-
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
-
Основные компоненты речевой развивающей среды
Речь педагога; методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; специальное оборудование для каждой возрастной группы.
-
Требования к речи педагога ДОУ
Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность
-
Особенности речевого развития детей первой младшей группы
Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение); самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)
-
Особенности речевого развития детей второй младшей группы
Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
-
Особенности речевого развития детей средней группы
Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
-
Особенности речевого развития детей старшей и подготовительной к школе групп
Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением); создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
-
Речевое развитие
Развитие речи Художественная литература
-
Направления работы по развитию речи
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя. 4. Развитие связной речи. 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
-
Образовательная ситуация - ведущая форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
-
Игровая обучающая ситуация (Ельцова О.М.)
СИТУАЦИИ- ИЛЛЮСТРАЦИИ СИТУАЦИИ- УПРАЖНЕНИЯ СИТУАЦИИ – ПРОБЛЕМЫ СИТУАЦИИ- ОЦЕНКИ
-
Сценарии активизирующего общения (А.Г.Арушанова)
разговоры с детьми; дидактические игры; подвижные игры; народные игры; инсценировки; драматизации; обследование предметов.
-
Проектная деятельность(Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова)
Это вариант интегрированного метода обучения дошкольников, форма организации педагогического процесса, основанная на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними); «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке);
-
Игра как коммуникативная ситуация(Бизикова О.А.)
Игры с готовыми текстами: 1. подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; 2. дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг»
-
Кузеванова О.В., Коблова Т.А.
- литературно-музыкальные праздники; - фольклорные ярмарки; - игры- драматизации; - разные виды театров; - речевые газеты; - книги самоделки; - проблемные ситуации; - посиделки; - интерактивные речевые стенды.
-
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно учитывать (Поздеева С.И.) :
во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности. во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для речевого развития детей.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.