Содержание
-
Использование метода наглядного моделирования при формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО
Учитель-логопед ГБДОУ д/с №91 Егорова Н.М.
-
В работе направленной на развитии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нарушением речи особенно успешно использование метода наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
-
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ: - ПРЕДМЕТНЫЕ - ПРЕДМЕТНО- СХЕМАТИЧЕСКИЕ - ГРАФИЧЕСКИЕ (МНЕМОТАБЛИЦЫ)
Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с речевыми нарушениями, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В.Егорова, А.Н.Леонтьев).
-
Дидактические игры и упражнения с применением метода наглядного моделирования позволяют решить следующие задачи:
познакомить детей с понятием слово и его протяженностью; - образно представить структуру слова; -научить называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой; - определять место звука в слове; -определять последовательность звуков в слове; - определять количество звуков в слове; -изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; - сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; -научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
-
Сказочные Феи, хозяйки замков определенного цвета, и их питомцы помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие.
-
«Светофорчики», т.е. сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета помогают упражнять в дифференциации понятий «гласный» - «согласный», «согласный твердый/мягкий» звук.
-
Зрительные символы в подготовке детей к обучению грамоте по методике Ткаченко Т.А.
Примеры игр: «Немые звуки» «Фотография звука» «Придумай слово» «Разложи картинки» «Где спрятался звук?» - и др.
-
Дидактические игры направленные на формирование умения выделять наличие звука в слове, различение акустически схожих звуков, первого и последнего звуков в слове, подбирать слова, начинающиеся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово.
-
Игры с элементами моделирования, направленные на упражнение детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
-
Игры с элементами моделирования, направленные на закрепление умения анализировать слоговую структуру слова, подбирать слова с заданной слоговой схемой.
-
Игры, способствующие формированию умения производить слоговой анализ и синтез двух-трёхсложных слов.
«Наведем порядок» «Соберислово» *В играх используются карточки со слогами на тонированной бумаге. «Разноцветные слова»
-
Упражнения закрепляющие умение определять последовательность звуков в слове, определять количество звуков в слове, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки
-
Игры помогающие закрепить навыки анализа и синтеза, подбора слов к заданной звуковой модели, понимания последовательности звуков в слове, умения синтезировать слова, изображать графически.
-
Используя на занятиях дидактические пособия с элементами наглядного моделирования, мы в большей степени активизируем у детей способности оперировать своими знаниями, опытом, самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осмысливать новое и закреплять старое. Кроме того, дети охотнее, легче и быстрее, а часто и незаметнее для себя усваивают столь необходимые навыки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.