Содержание
-
«Использование игровых упражнений и игр с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
-
В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребёнка- это игра.
Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать ФС и преодолевать дефектное произношение .в игре.
-
Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям:
1. Развитие Фонематического анализа и синтеза. 2. Развитие слогового анализа и синтеза. 3. Развитие анализа предложений на слова.
-
1) Развитие фонематического анализа и синтеза.
Во время занятий ребёнок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки и слова. Определяет место звука в слове, различает на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов -схемами. Они учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.
-
2) Развитие слогового анализа и синтеза
Раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов в их названиях. Составление слова из слогов, данных в разбивку, с опорой на соответствующие картинки. Придумывание слов с определённым количеством.
-
3) Развитие анализа предложений на слова
Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нём. Придумывание предложений с определенным количеством слов. Рассмотрение предложений путём увеличения количества слов. Составление предложений из слов, данных вразбивку Составление предложений с определённым словом. Составление графической схемы предложения. Придумывание предложений по графической схеме. Определение последовательности слов в предложении. Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.
-
Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем- первый и последние звуки в ряде слов.
-
Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»).
-
Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определённым звуком (игры «Кто в домике живёт?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: С-Ш, Р-Л (игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин»).
-
В игровом упражнении «Найди пару» ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска-мишка, усы-осы, ком-сом и т.п.
-
С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах.
-
Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.
-
Оригинальная игра, по условиям которой ребёнок составляет слово, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: шар-куб-обруч-лук-арбуз=Ш-к-о-л-а.
-
Определение твёрдости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в д/и «Два домика».
-
По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвёртый лишний».
-
Деление слов на слоги закрепляется в игре « Украсим ёлочку» (двух и трёхсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д.)
-
Карточные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников с четырёх лет определять по артикуляции нужный звук. Малыши раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане- арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различие речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам». Развивают фонематический интерес игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова- перевёртыши», «Добавлялки».
-
Игры для узнавания звука:
Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук. Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук. Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук. Найди на сюжетной картинке слова, в которой слышится заданный звук. Придумай слово, которое начинается с заданного звука.
-
Задания по определению места звука в словах:
Игра «Поезд» Игра «Закрой фишкой» Игра «Светофор» Игра «Волшебник»
-
Игра «Поезд»
Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.
-
Игра «Закрой фишкой»
Дети определяют место звука в слове (начало, середина, конец)
-
Игра «Волшебный домик»
Дети определяют место слогов в слове и выставляют картинку на определённом этаже.
-
-
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.