Содержание
-
Использование метода наглядного моделирования при обучении детей старшего дошкольного возраста дифференциации звуков.
Булах Оксана Витальевна МБУ детский сад №153 «Олеся»
-
Актуальностьпроблемы исследования.
Нарушение различения (дифференциации) звуков – распространенное и обычно стойкое нарушение. Оно наблюдается при различных формах патологии устной и письменной речи. Применение символической аналогии при дифференциации звуков, способствует облегчению и ускорению процесса усвоения и запоминания материала, обучению детей различать звуки, близкие акустически или артикуляторно, а главное, систематизировать полученные знания
-
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как признаки звука (участие-отсутствие голоса, положение органов артикуляции, характер воздушной струи и т.д.), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).
-
Задачи, решаемые при обучении с использованием метода наглядного моделирования
- знакомство детей с графическим способом изображения признаков звука; - развитие умения детей дешифровать модель; - формировать навык самостоятельного моделирования.
-
-
Наглядное обозначение признаков звуков.
Различение по типу резонаторов (носовой – ротовой звук)- схемы «нос» - «рот», или «буратино» - «лягушка» (/м/-/п/, /м/-/б/). Различение гласных по положению губ в момент их произнесения «маленький кружок» - «большой круг» - «трубочка» - «улыбка» (/а/- /о/- /у/- /и/).
-
Различение по месту образования (губно-губные и язычно- альвиолярные) - схемы «губы»- «язык» ( /п/-/т/, /б/-/д/, /м/-/н/) Различение звонких и глухих согласных – «колокольчик»-«колокольчик зачеркнут» ( /п/-/м/, /п/- /б/, /т/- /д/, /к/- /г/, /с/- /з/, /ш/- /ж/ и др.
-
Различение по степени подъема языка – «стрелка вверх» - «стрелка вниз» (/с/- /ш/, /з/- /ж/). Различение по наличию (отсутствию) вибрации языка – «стрелки влево-вправо» - «стрелка вверх» (/р/- /л/).
-
Различение по характеру воздушной струи – (теплая-прохладная) «солнышко»- «снежинка» (/с/- /ш/, /з/- /ж/). Различение твердых и мягких звуков – «камень» - «вата» (/п/-/пь/, /м/-/мь/, /д/-/дь/ и т.д.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.