Содержание
-
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска«Детский сад №195 комбинированного вида»
Подготовила: учитель-логопед iк.к. М.В. Михайлова «Технология наглядного моделирования в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи»
-
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский
-
«Модели – это хорошая наглядность, подсказка, зрительная опора». В.М.Акименко Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
-
Состояние грамматического строя речи
-
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16 НовоторцеваН.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е.Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6 . с 26-30 Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12. Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62. Методическая литература:
-
Актуальность использования наглядного моделирования: мотивирует детей, вызывает интерес; помогает формировать грамматический строй речи; развивает психические процессы (облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала); помогает видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
-
Данная технология обладает: вариативностью; гибкостью; многофункциональностью. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия: звук; слово; предложение; текст.
-
Цель: представление изучаемого материала с целью закрепления его детьми в системной, доступной обработке. Задачи: формировать грамматический строй; развивать психические процессы (память, внимание, мышление); развивать пространственную организацию.
-
Наглядные модели могут включать: стилизованные изображения реальных предметов; символы для обозначения некоторых частей речи; схемы для обозначения основных признаков; схемы для обозначения выполняемых действий.
-
Символы могут располагаться: в виде таблицы; на карточках (наклеенных (вставленных) на кубик или выкладываться по отдельности в центре пособия). Работа с рисунками-символами помогает: развивать у ребенка ощущение системного устройства языка; развитие устойчивых парагматических отношений между единицами одного семантического поля.
-
Данные модели не привязаны: к одной - единственной инструкции; лексической теме; грамматической категории. Они направлены: на систематическое; многократное повторение речевого материала.
-
В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-развивающих задач: Образование множественного числа существительного в именительном и родительном падеже. («Лото», «Один-много» и т.д. ) Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. («Назови ласково», «Договори слово», «Гномы великаны», «Мебель для мишутки») Образование форм родительного падежа множественного числа существительных. («Чего не стало?», «Кого нет?», «Два, пять», «Много чего?»)
-
Образование личных местоимений и согласование их с прилагательными в роде. («Чудесный мешочек», «Жадина», «Чье, чье, не мое») Согласование в роде качественных прилагательных с существительными. («Назови цвет», «Назови форму», «Подбери признак», «Чудесный мешочек», «Лото», «Из чего») Учить понимать и правильно употреблять предлоги с пространственным значением. («Прятки», «Спрячь мячик» и т.п.)
-
Согласование в роде существительного и глагола прошедшего времени. («Теремок», «Что делал? делали? делала?») Учить образовывать глаголы по звукоподражанию. («Чей голос? Что делает?») Учить образованию глаголов от имени существительного. («Оркестр», «Что делает?») Образование глаголов повелительного наклонения. («Командир», «Прикажи», «Мишка командует») Учить образовывать формы множественного числа глаголов. («Катины помощники»)
-
На мой взгляд решению данных актуальных вопросов способствует многофункциональное наглядно-дидактическое пособие по развитию речевых коммуникаций «Речевой куб» или «Логокуб».
-
Рассмотрим подробнее некоторые варианты использования наглядных моделей в системе речевых игр и упражнений для преодоления различных лексико – грамматических трудностей. Например:
-
Д/и «Назови ласково» Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные. Д/и «В магазине» Цель: образование формы множественного числа имен существительных в именительном падеже.
-
Д/и «Один – много». Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имен существительных в родительном падеже. Д/и "Чего не стало?" Цель: образование форм родительного надежа единственного числа. Д/и «В гостях у куклы Оли» Цель: уточнить название предметов мебели.
-
Артикуляционные упражнения Совершенствование фонематического слуха
-
В перспективе: расширение диапазона использования моделей; введение в работу по обучению грамоте, звуковому анализу слова, по синтаксическому составу предложения, усложнение содержания; дополнение новыми моделями.
-
Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя). /Р.И. Лалаева, Н.И. Серебрякова. СПб.: Союз, 1999. - 158 (2) е.: ил. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника». (Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. - Москва, 1979.) Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е.Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6 . с 26-30 Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12. Ткаченко, Т.А.Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Ткаченко Т.А.. – М., 2004. –16 с. Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62. Методическая литература:
-
Спасибо за внимание! МКДОУ «Детский сад №195 «Журавлик» комбинированного вида» Наш адрес: г. Новосибирск , ул. Зорге, 44/1 тел/ факс. 342-57-20, 342-04-61 ds_195_nsk.@nios.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.