Содержание
-
Исследовательско – творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в процессеобщения со сверстниками» Выполнила слушатель: Романова О.Ю. МАДОУ д/с №32 «Орлёнок» г.Домодедово
-
Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников. Предмет исследования: общение как средство развития речи. Цель исследования: выявить условия развития связной речи в процессе общения старших дошкольников со сверстниками
-
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы развития связной речи в процессе общения старших дошкольников со сверстниками. 2. Выявить особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. 3. Изучить формы и методы развития связной речи старших дошкольников в процессе общения.
-
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Анализ опыта работы по развитию связной речи в процессе общения. 3. Наблюдение за речевой деятельностью в процессе общения. 4. Анализ детских высказываний. 5. Опытно-практическая деятельность.
-
Задачи констатирующего этапа:
1.Определить группу детей. 2.Подобрать методики для обследования связной речи детей дошкольного возраста. 3.Определить критерии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 4.Провести обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста.
-
Критерии оценки:
При оценке уровня овладения ребенка способами и средствами общения мы руководствовались критериями оценки , разработанными А.Г. Арушановой. Высокий уровень (10 – 12 баллов). Ребенок хорошо ориентируется на партнера- сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний ( диалогического и сопряженного циклов) Дети обращаются друг к другу с вопросами, побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к другу адресовано. Средний уровень ( 6- 9 баллов) Ребенок эпизодически ориентирован на партнера – сверстника, инициативно к нему обращается , отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера . Общение доброжелательное. Низкий уровень ( 5 и ниже баллов) Ребенок пытается решать поставленную задачу, не обращая внимания на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликт.
-
Результаты констатирующего этапа
-
Задачи формирующего этапа:
Совершенствовать диалогическую речь (умение слушать партнёра, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся опыт в форме устного текста); Закреплять навыки монологической речи в процессе общения.
-
Для решения поставленных задач я стремилась создать условия для общения. Прежде всего мной был подобран ряд дидактических игр для формирования коммуникативных отношений, развития диалогического общения.
-
Детям предлагался усложнённый вариант игр парами. Если на констатирующем этапе они сами выбирали себе партнёра, то сейчас они могут выбрать его или путём жеребьёвки, или по совету воспитателя. Игры парами обучают диалогическому общению, ориентировке в игре на партнёра, соблюдению очерёдности при выполнении задания, обращению к собеседнику доброжелательно, адресованно.
-
В этих играх участвовали не только мальчики, но и девочки. Наблюдения за общением детей во время конструктивных игр показало, что участие в них способствует развитию умений формулировать вопросы, планировать свои действия, поделиться мыслями. Целями совершенствования диалогических навыков служат конструктивные игры, когда 2-3 детям предлагалось сделать конструкции по картинкам. Нужно было договориться о начале и последовательности изготовления сооружения.
-
Развитию диалогических навыков также служат различные сюжетно – ролевые игры. Желание общаться побуждает ребёнка выражать свои намерения, мысли, желания более чётко, ясно. Параллельно развиваются социально – нравственные качества, эмпатия.
-
Для развития диалогического общения важна игра – драматизация. Принимая на себя роль, ребёнок встаёт в позицию персонажа и вынужден координировать игровые действия с партнёрами.
Игровой момент создаёт естественную мотивацию для запоминания и многократного воспроизведения текста без учебной установки на пересказ.
-
В развитии коммуникативных навыков и отношений большую роль играет продуктивная деятельность детей. Желание помочь, обсудить, объяснить, показать заставляют детей находить нужные слова, вести достойный диалог.
-
Составление рассказа по схеме. Для развития монологической речи детям предлагалось составить рассказ об игрушке.
-
Уровни развития связной речи на констатирующем и контрольном этапах
этапах исследования
-
Вывод:
Как видно из таблицы в развитии связной речи детей произошли положительные изменения. Увеличилось число детей с высоким уровнем, за счет того, что один ребенок ( Марина М.) перешел из среднего уровня в высокий. Двое детей ( Настя П. и Алёша Е) показали более высокие результаты и поднялись до среднего уровня. По- прежнему на низком уровне осталась Лиза С., у которой наблюдается задержка речевого развития. По рекомендации психолога и логопеда девочка не пойдет в школу в этом году, а останется в детском саду. По результатам проведенной нами работы можно считать, что использованные нами формы и приемы работы с детьми дали положительные результаты.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.