Содержание
-
Мастер – класс на тему «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (15.3) в 9 классе на ОГЭ по русскому языку» Подготовила Приходченко И.В., учитель русского языка и литературы БОУ СОШ №29 Динской район
-
Почему я выбрала эту тему для мастер – класса? Статистические данные о выполнении учащимися 9 классов задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д. Преемственность этого сочинения для выполнения задания №25 на ЕГЭ в 11 классе.
-
Статистические данные о выполнении учащимися 9 классов задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Итоговый протокол прошлого года показал, что некоторые учащиеся были не готовы к выполнению работы: 0,6% не справились с заданием. При этом в ряде работ отсутствовало сочинение. Третья часть работы в 2016 году содержала 3 творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), которое проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Выполняя задание 15.3, необходимо было написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (среди понятий - известные нравственные категории). Это задание выпускники выбирали чаще всего и в нем же допустили наибольшее количество ошибок: на слабом уровне или неверно дано определение понятий в первой части сочинения, при этом допущено большое количество речевых, логических ошибок; в большинстве работ отсутствует комментарий и т.д.
-
Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д. Учебник Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д. и Рабочие программы второго поколения к этой предметной линии учебников под редакцией Т.А. Ладыженской и др. позволяют подготовить учащихся к написанию третьей части ОГЭ по русскому языку.
-
Посмотрим на содержание учебника для учащихся 5 класса.
-
В шестом классе учащиеся закрепляют знания о рассуждении и пишут сочинение – рассуждение.
-
В 7 классе пишется сочинение - рассуждение на лингвистическую тему «Является ли категория состояния частью речи?».
-
В учебнике 9 класса можно найти много заданий для написания сочинения – рассуждения. Вот одно из них -упр.№184, выполняя его, ребята должны написать сочинение – рассуждение, в котором аргументировано объясняется значение слова «подвиг».
-
Преемственность этого сочинения для выполнения задания №25 на ЕГЭ в 11 классе. В 11 классе, выполняя задание №25, ребята так же пишут сочинение – рассуждение, в композиции которого есть сходные черты с сочинением 15.3. Это проблема почти всегда морально – этического содержания, есть комментарий, 2 аргумента и вывод.
-
Итак, как мы начинаем работать над заданием 15.3? Вспоминаем теорию, опираясь на Сенину: структуру сочинения – рассуждения. Определяемся с тем, как можно дать толкование слову или словосочетанию (написать тезис). Изучаем критерии оценивания задания 15.3
-
Выясняем, что сочинение – рассуждение должно состоять из 4 –х абзацев. Пишем план: 1 абзац -тезис (толкование этического понятия, предложенного для размышления) + комментарий; 2 абзац – первый аргумент на основе прочитанного текста с указанием номеров предложений, на которые ссылается ученик; 3 абзац - на основе жизненного опыта(художественное произведение, жизнь великих людей, история, СМИ и т.д.), но ни житейского(нашёл кошечку, перевёл через дорогу бабушку и т.д.); 4 абзац – вывод подведение итога всему сказанному.
-
Создаём речевое клише, выбирая понравившиеся ученикам фразы из сборника под редакцией Н.А. Сениной. Вот, что у нас получилось: Клише 1. Тезис. (Объяснить значение слова). Прокомментировать. 2. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (назвать автора текста). Так, в предложении (или предложениях) говорится о том, что … 3. Проиллюстрировать это можно и на примере произведения (назвать произведение и автора) 4. Вывод. Полагаю, мне удалось объяснить значение слова «..» и приведенные примеры были удачны.
-
Определяемся с тем, как можно дать толкование слову или словосочетанию (написать тезис).
-
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)
-
-
-
Попытаемся, пользуясь текстом, определить значение слова «самостоятельность». Самостоятельность – это значит самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок.Почти каждый ребёнок в детстве мечтает быть самостоятельным: распоряжаться свободным временем, выбирать свой стиль в одежде, кружки и секции и т.д. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Валентина Григорьевича Распутина, русского прозаика, представителя «деревенской прозы». Так, в предложении 23 говорится о том, что Саня полюбил ходить в магазин, варить себе еду, справлять мелкую работу по дому. Саня проявлял самостоятельность.
-
Проиллюстрировать это можно и на произведении «Васюткино озеро» В.П. Астафьева. Васютка, заблудившись в лесу, не растерялся, а проявил находчивость и даже открыл озеро, которое стало называться Васюткино. Полагаю, мне удалось объяснить значение слова «самостоятельность» и приведённые примеры были удачны и корректны. Считаем слова. Всё, сочинение написано.
-
Желаю успеха! Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.