Содержание
-
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш и СУЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГБДОУ № 42 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА БЕРЕЗИНА Н.В.
-
Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажённом их произношении или заменах одних звуков другими.Если длительное время ребёнок не произносил нужный звук и заменял его другим (например, звук Ш заменял на С), то в дальнейшем – после постановки и автоматизации звука – можетнаблюдаться неустойчивое употребление звуков (Ш и С, других звуков) в разных словах в силу их недостаточной дифференциации, то есть различения.Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного проговаривания звуков (например, Ш и С), оказываются сформированными, но так как у ребёнка нет достаточного умения выбирать нужный из этих звуков, происходит их смешение.Ребёнок в одних словах может употреблять поставленный звук правильно, а в других – по-прежнему заменять его.
-
В таком случае необходимо развивать умение дифференцировать смешиваемые звуки.Работа в этом направлении включает отчётливое проговаривание слогов и слов, повторение словосочетаний и предложений, заучивание пословиц, поговорок и стихотворных текстов, включающих смешиваемые звуки.От неторопливого, утрированного произнесения слогов и слов ребёнок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию словосочетаний, предложений, скороговорок со смешиваемыми звуками.
-
Предлагаем Вашему вниманию игровые задания, которые помогут каждому ребёнку научиться различать и правильно произносить звуки Ш и С.
-
1. Чёткое произношение изолированных звуков Ш и С («песенка змейки – шшш» и «песенка насоса – ссс»).Вы говорите ребёнку: «Послушай внимательно и повтори за мной сначала «песенку змейки – шшш», а потом «песенку насоса – ссс».А далее продолжаете: «Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?» (Ребёнок старается отвечать на этот и другие Ваши вопросы не односложно, а полной фразой, например: «На этих картинках нарисованы змейка и насос»). Пожалуйста, ещё раз правильно повтори их «песенки»: змейка шипит – …….; а насос свистит – …….Молодец!
-
Теперь важно уточнить вместе с ребёнком положение органов артикуляционного аппарата и характер воздушной струи при произношении звуков Ш и С.Вы говорите: «Вспомни и расскажи, какое положение занимают язык и губы при произношении звуков Ш и С».Примерный ответ ребёнка: «Когда я говорю (произношу) звук Ш, мой язык поднимается за верхние зубы в форме «чашечки», а губы становятся похожими на «бублик» (округляются). При проговаривании (произношении ) звука С мой язык «превращается в мостик» за нижними зубами, а губы улыбаются».Вы продолжаете: «Какая воздушная струя вылетает изо рта при произношении звуков Ш и С?»Примерный ответ ребёнка: «Когда я говорю (произношу) звук Ш, изо рта вылетает широкая и тёплая воздушная струя. А при проговаривании (произношении) звука С воздушная струя, наоборот, узкая и холодная».
-
Для более успешной дифференциации звуков Ш и С ребёнком можно использовать графические изображения звуков и показ правильной артикуляции с опорой на кисть руки.Графические изображения звуков Ш и С:Звук Ш – язык поднимается за верхние зубы Звук С – язык опускается за нижние зубы Показ правильной артикуляции звуков Ш и С с опорой на кисть руки:пальцы подняты вверх – звук Ш пальцы опущены вниз – звук С
-
2. Выделение звуков Ш и С из слогов и слов, воспринятых на слух.Игра «Внимательные ушки».Вы говорите ребёнку: «Я буду называть слоги (слова), а ты, услышав звук Ш, будешь показывать картинку со змейкой (или букву Ш), а услышав звук С – картинку с насосом (или букву С)». Далее Вы называете ребёнку слоги (слова) со звуками Ш и С, а он показывает нужную картинку или изображение буквы, которая обозначает соответствующий звук.
-
3. Проговаривание различных слогов и слоговых рядов, содержащих звуки Ш и С.Вы предлагаете ребёнку внимательно слушать, запоминать и повторять за Вами слоги (слоговые ряды) со звуками Ш и С.Например: ша, сы, ас, шу, ши, су, яш, яс, ош, ыш, шо, ис, …;са-ша, шо-со, уш-ус, сы-ши, ус-уш, …;сы-сы-ши, аш-ас-аш, ис-ис-иш, шу-шу-су, …
-
4. Отгадывание загадок.Вы предлагаете ребёнку отгадать загадку, найти подходящую картинку-отгадку, определить наличие звука Ш или С в слове, разделить картинки на две группы: со звуком Ш и со звуком С.С хозяином дружит, дом сторожит.Живёт под крылечком, хвост колечком. (Собака)В гардеробе я служу,на весу пальто держу. (Вешалка)Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт,людей и груз везёт. (Самолёт)Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка*)У неё большая грива,есть копыта, есть и хвост.Скачет быстро и красиво – просто глаз не оторвёшь. (Лошадь)Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)* В слове пишется буква Ж, а произносится звук Ш.
-
5. Игра «Доскажи словечко».Ребёнку нужно закончить фразу подходящим по смыслу и звучанию словом, определить наличие звука Ш или С в этом слове.Он соло пел среди ветвей,его назвали … (соловей).Встаёт на заре,Поёт во дворе.На голове гребешок.Кто же это? … (Петушок.)Серый волк в густом лесувстретил рыжую … (лису).Для птенцов и для зверяттоже нужен детский … (сад).В нашем доме на окошкесидят серенькие … (кошки).Кто альбом раскрасил наш?Ну, конечно, … (карандаш).
-
6. Игра «Скажи наоборот».Вы предлагаете ребёнку закончить предложение подходящим по смыслу словом, противоположным по значению («словом-наоборот») и определить наличие звука Ш или С в этом слове.Двойки получать плохо, а пятёрки … (хорошо).Трава низкая, а дерево … (высокое).Ручеёк узкий, а река … (широкая).Лимон кислый, а сахар … (сладкий).Ночью темно, а днём … (светло).Гном маленький, а великан … (большой).После дождя земля сырая, а в жару … (сухая).Черепаха ползёт медленно, а заяц бежит … (быстро).
-
7. Игра «Четвёртый лишний».Вы просите ребёнка повторить ряд слов в заданной последовательности, определить, какое слово лишнее и объяснить почему.Сапоги, шуба, босоножки, кроссовки (шуба).Собака, кошка, лошадь, лиса (лиса).Стол, шкаф, ложка, стул (ложка).Шапка, шарф, сарафан, шуба (сарафан).Картошка, капуста, груша, чеснок (груша).
-
8. Многократное произнесение слов со звуками Ш и С.Контроль чёткого произношения данных звуков.Например: Саша, суша, сушка, пастушок, шелест, машинист, солнышко, стишок, смешок, совушка, веснушки, босоножки (пишем букву Ж, а произносим звук Ш), спешить, услышать, душистый, пушистый и т.д.
-
9. Многократное повторение словосочетаний из слов со звуками Ш и С.Контроль правильного произношения данных звуков.Например: Шумный класс, куст шиповника, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель, сосновые шишки, сухие сушки, душистый ландыш, пушистая кошка, послушный малыш, ясное солнышко и т.д.
-
10. Повторение чистоговорокс чётким проговариванием звуков Ш и С.Например:Су-су-су – воздушный шарик я несу.Со-со-со – Миша катит колесо.Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.Су- су-су – мишку видели в лесу.
-
11. Медленное и чёткое произнесение предложений (каждое 2 – 3 раза). Контроль правильного произношения звуков Ш и С.Ответы на вопросы: «Кто? Что делает? Где? Какой?» и т.п. Повтор предложений в быстром темпе.Например:У слона большие уши. Лёша поймал усатого сома. Кошка ест кашу из миски. Алёша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Пастушок спешит домой.
-
12. Повторение пословиц и поговорок. Объяснение их смысла, называние слов со звуком Ш и со звуком С.Например:Кашу маслом не испортишь. Поспешишь – людей насмешишь. Что посеешь – то и пожнёшь. Меньше слов, да больше дел. Любишь кататься – люби и саночки возить.
-
13. Повторение скороговорок в нормальном и быстром темпе.Например:Шашки на столе, шишки на сосне.Саша любит сушки, а Соня – ватрушки.Совушка, совушка, большая головушка.Вымыли мышки миски для мишки.Смешные шутки у Саши и Мишутки.Села мышка в уголок, съела бублика кусок.Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку.Сшила Саша Соне шапку.
-
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, будьте терпеливы и спокойны, и у Вас всё получится.Хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой удаче.Опыт работы показывает: выполнив такие задания, и не один раз, дети чётко различают звуки на слух и безошибочно употребляют ранее смешиваемые звуки в самостоятельных речевых высказываниях.Желаем Вам успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.