Презентация на тему "Определенно-личные предложения" 9 класс

Презентация: Определенно-личные предложения
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Определенно-личные предложения" по русскому языку. Состоит из 20 слайдов. Размер файла 0.3 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    20
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Определенно-личные предложения
    Слайд 1

    Односоставные предложения ЕГЭ-2012 ГИА-2012

  • Слайд 2

    Определенно-личные предложения

    В определенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом в изъявительном или повелительном наклонениях в форме 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени (окончания таких глаголов указывают на местоимения я, ты, мы, вы). 1) Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! (Можно сказать:Я гляжу и думаю) 2) Надень тулупчик из барана, шапку, башлычок. (Ты надень…) 3) Едем на Воробьевку, за березками. (Мы едем…) 4) Приготовьте отбивные из свинины. (Выприготовьте…)

  • Слайд 3

    Обратите внимание! Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени, так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложении: Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) — лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу.Такие предложения относятся к двусоставным неполным.

  • Слайд 4

    Неопределенно-личные предложения

    В неопределенно-личных предложениях сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем, будущем и прошедшем времени(окончания таких глаголов указывает на местоимениеони, т.е. лица, производящие действия, мыслятся неопределенно) В Сочельник, под Рождество, бывало, до звездыне ели.Кутьюварили,из пшеницы, с медом. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек. Всё распродадут: и сани, и лошадей, закупяткрасного товара, ситцу. (Ко всем сказуемым можно поставить местоимение они)

  • Слайд 5

    Обобщённо-личные предложения

    Обобщенно-личные предложения указывают на обобщенное лицо, т.е. действие в этих предложениях может производиться любым лицом или группой лиц, поэтому сказуемое выражено либо глаголом 2-го лица ед. числа, либо глаголом 3-го лица мн. числа. Отрезавши голову, по волосам не плачут. Гостю щей не жалей, а погуще влей. А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка… Уходя из гостей, не забудьте поблагодарить хозяев за гостеприимство.

  • Слайд 6

    Обратите внимание! Если в задании требуется найти среди предложений именноэтот тип,ищите либоопределенно-личное,либо неопределенно-личноепредложение: как правило, действия, на которые указывают глаголы-сказуемые в этих предложениях, свойственны многим, всем людям. Сколько в мире стало нехорошего! Оглянешься вокруги ужаснешься: до чего же измельчал человек… Такие предложения имеют особый характер, в них обычно сообщается о действии конкретного лица, но выражается оно обобщенно, как совершающееся или совершавшееся часто. Основное назначение обобщенно-личных предложений — образное выражение общих суждений, больших обобщений, поэтому они так широко представлены в народных пословицах: Шила в мешке не утаишь; После драки кулаками не машут; Скажешь слово — не воротишь и т.д.

  • Слайд 7

    Безличные предложения

    В таких предложениях сказуемое может быть выражено:

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Назывные предложения

    Назывные предложения имеют один главный член — подлежащее. В них говорится о каком-либо явлении или предмете. Некоторые назывные предложения имеют указательные частицы вот или вон. Они могут быть распространенными и нераспространенными, в зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов предложения. Сравните: Россия. — Родная Россия.  Обратите внимание! При инверсии(определение стоит посте определяемого слова) односоставное назывное превращается в двусоставное: Морозная зима. — Предложение назывное, распространенное. Зимаморозная. — Предложение двусоставное. Сумереч-ное небо. Тающий липкий снег. Скоро лето! Ночь. Мороз. Вот и лето! Вон озеро. Тихая ночь.

  • Слайд 10

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — определённо- личное предложение. О тех, кто своею жизнью оплатил вашу жизнь, пожалуйста, помните! А вели-ка позвать сюда псаря Тришку, коли нет ответчиков по этому делу! Невольно подумалось, что красота здешних мест и людей делает добрее. Скажите-ка, а давно ли барин приехал? Нет мест на свете ближе сердце, чем те, в которых прошло босоногое детство. Справедливо замечено, что здоровье любого общества следует рассматривать через призму его отношения к детям и старикам. По белевшей в ночи папахе угадал Половцева, накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел. 8. Простите, пожалуйста, что я вас беспокою, - вежливо сказал гость, - но мне нужна ваша помощь. Ответы: 1, 2, 4, 8. Проверяем себя

  • Слайд 11

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — определённо- личное предложение. Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Хотелось бы напомнить, что приглашение вам отправляли многократно, поэтому сегодня будем с вами предельно откровенны. 3. Подумай-ка, сколько миллиардов людей с сотворения мира приходили на Землю и уходили с неё. 4. Хочу напомнить тебе о том, что была эпоха, когда человечество вдруг содрогнулось от сознания того болота грязи, мерзости и пакости, которые засосали любовь, и сделало попытку вновь очистить и возвеличить любовь, хотя бы в лице женщины. 5. Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению. Ответы: 1, 2, 3, 4. Проверяем себя

  • Слайд 12

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — неопределённо- личное предложение. Вам следует знать, что этими картинами восхищаются давным-давно. Я поговорил с директором, ребят наказали, вот теперь будут знать, как обижать малышей! 3. На улице пасмурно, а на сердце радостно. В амбаре жарко, в саду душно, лишь в у речки прохладно. Где-то за рекой запели, и грустная нежность песни проникала в душу, напоминала о том, чего уже давно нет. 6. Забирают моего младшего в уезд писарем, и нет никого, кто бы заступился за меня, горемычную! Будешь в Москве – погуляй по старым московским улочкам, окунись в их историю, которую создавали наши предки. 8. Хотели навестить старого однополчанина, да времени не хватило. Ответы: 1, 2, 5, 6, 8. Проверяем себя

  • Слайд 13

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — неопределённо- личное предложение. 1. Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир. 2. Скажи, кто твой национальный гений, и я скажу, кто ты. 3. Там хорошо, где нас нет. Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники? В зале зашумели, заговорили, когда на сцену вышли артисты, исполнявшие главные роли. На таможне туристов проверяют, не везёт ли кто контрабандный товар. 7. В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. Ответы: 5, 6. Проверяем себя

  • Слайд 14

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей имеет обобщённо-личное значение. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да всё не впрок. Двое в поле пашут, а семеро по лавкам пляшут. Когда бываешь в чужом многомиллионном городе, то невольно чувствуешь себя по-настоящему одиноким. Скажи маме, чтобы она зашла ко мне. Когда бываешь в музеях народного творчества, то понимаешь: нет, не скудеет земля на таланты! Сколько в мире стало нехорошего! Оглянешься вокруг и ужаснешься: до чего же измельчал человек… Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского. Если станешь озлобляться на окружающих, то ничего хорошего из этого не выйдет. 9. На небе не было ни тучки, но казалось, что вся долина притаилась в ожидании грозы. Ответы 1, 3, 5, 6, 8. Проверяем себя

  • Слайд 15

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — безличное предложение. 1. Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эллинских мраморах. 2. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память. 3. Снег падал реже, чуть посветлело. 4. Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только самые мелкие грибки. 5. Жду, когда наш старый пруд затянет илом. 6. И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу. 7. Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья 8. Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии. 9. А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже темно. 10. Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с подобными штуками. 11. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. Ответы: 1, 3, 5, 8, 9, 11. Проверяем себя

  • Слайд 16

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — безличное предложение. 1. Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать. 2. Идешь по лесу с пустыми руками, а душа чиста. 3. Стою один среди равнины голой, а журавлей уносит ветер в даль. 4. Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов. 5. В мире, где энтропия уничтожила все запасы энергии, нет ни движения, ни развития, ни пространства, ни времени. 6. Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться: какая бывает лень и что скрывается изначально за каждой из ее ипостасей? 7. Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей? 8. Знаешь ли, какая мысль приходит теперь мне часто в голову? 9. Подумай-ка, сколько миллиардов людей с сотворения мира приходили на Землю и уходили с неё. Ответы 1, 3, 5, 6, 7. Проверяем себя

  • Слайд 17

    Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — назывное предложение. 1. Утро туманное, утро седое, нивы несжатые… 2. Свежо, лёгкий ветерок, и на душе удивительно легко. 3. Ночь на дворе, дорога дальняя, путь нелёгкий, поэтому присядем перед расставанием. 4. Выйду ль на улицу, гляну на село: девки гуляют, и мне весело! 5. Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой. 6. Есть счастливые города, где дышит историей каждый камень, и счастливые камни, сконцентрировавшие в себе историю. 7. Камни Смоленской крепости, кривая Варяжская улица древнего города, само название его, старый дуб на Покровской горе, Гнездовские курганы и воздух Смоленска питали меня историей, и я чувствовал ее и любил, еще не ведая, что это — богиня, а не только наука. Ответы 2 , 3, 5. Проверяем себя

  • Слайд 18

    Укажите номера ошибочных утверждений. 1. Я везу с ярмарки сокровище, которое никому не снилось. (двусост.+безл.) 2. Меня ждали с фронта всей деревней, и всем хотелось, чтобы это произошло как можно скорее. (неопр.-личн.+безл.+безл.) 3. Вот и двор старый, где пришлось мне принять первый мальчишеский бой. (назывн.+двусост.) 4. Доктор объяснил, как следует ухаживать за больным, поэтому наша жизнь потихоньку налаживалась. (двусост.+безл.+двусост.) 5. Это обычный вечерний отдых, и никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (назывн.+двусост.+безл.) Ответы 1, 2 , 3, 5. Проверяем себя

  • Слайд 19

    Укажите номера ошибочных утверждений. 1. Вокруг запустение, разбитые памятники и решетки, подготовленные к сдаче на металлолом; становится страшно и горько. (двусост.+безл.) 2. Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (неопр.-личн.+безл.) 3. Если говорить начистоту, то отец куда чаще лежал под машинами, чем ездил на них. (безл.+двусост.+безл.) 4. И можно представить, сколько сил затратил отец, чтобы вдохнуть жизнь в эти автотрупы. (безл.+двусост.+двусост.) 5. Раздался хруст, стало темно, а потом по кошме побежали огненные ручейки. (двусост.+безл.+неопр.-личн.) 6. Я родился на перекрестке двух эпох, и в этом мне повезло. (двусост.+безл.) 7. Жду, когда наш старый пруд затянет илом. (опр.-личн.+двусост.) Ответы 1, 2 , 3, 4, 5, 7. Проверяем себя

  • Слайд 20

    Желаю творческих успехов! Москва, издательство «Экзамен» Егораева Г.Т.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке