Содержание
-
Тема: «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9 «Ромашка» с.Никольское» Изибаева И.М.
-
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
-
Подготовка детей к обучению грамоте включает в себя три направления:
- развитие связной речи; - подготовка к обучению чтению; - подготовка к обучению письму; Должны стать обязательными структурными компонентами занятий.
-
1. Развитие связной речи.
Связная речь – это такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.
-
Формирование связности речи включает:
диалогическая речь; монологическая речь; умение строить высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение); умение выделять структуру текста (начало, середина, конец); обогащение словаря; совершенствование грамматического строя речи;
-
Для ребенка серьезное и основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической! Песталоцци: «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению»
-
Е.И.Тихеева «Этим неоспоримым положением должен руководствоваться каждый, кто занимается воспитанием и обучением детей: нельзя подводить к грамоте ребенка, который не владеет устной речью»
-
2. Подготовка к обучению чтению
Цель – научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, а также правильно понимать и употреблять термин «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.
-
«слово» (игры, упражнения, примеры) Дети узнают: - слов много; слова состоят из звуков; слова звучат по-разному; слова могут быть длинные и короткие; учатся сравнивать слова по протяженности Это основа для развития фонематического слуха.
-
Звуковой анализа слова:
педагог предлагает детям рассмотреть картинку-схему, которую демонстрирует детям на доске; просит назвать слово, которое будут анализировать; дети «измеряют» слово, делают предположение, сколько звуков в нем; педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, ведя указкой по схеме и задерживая указку в первой клеточке; дети вслед за педагогом произносят слово так же; затем педагог называет первый звук так как он слышится в слове (если слово мак, то [м]; дети произносят звук вслед за педагогом и кладут фишку в первую клеточку; ведя указкой по схеме, педагог интонационно выделяет второй звук, задерживая указку во второй клеточке (слово произносится каждый раз полностью), называет второй звук изолированно; дети произносят второй звук изолированно и выкладывают фишку во вторую клеточку; так же выделяется третий звук; когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.
-
Далее детей знакомят с гласными и согласными звуками; учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; знакомят с предложением (учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении); учат делить слова на части (слоги); знакомят с ударением; ознакомлением с соответствующими образами – буквами.
-
3. Подготовка к обучению письму
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
-
Основные направления:
1) развитие руки; 2) подготовка к технике письма; 3) аналитико-синтетическая деятельность; 4) формирование элементарных графических умений.
-
Развитие руки
правильный захват орудия письма правильное распределение мышечной нагрузки руки развитие мелкой моторики рук
-
Подготовка техники письма
развитие пространственной ориентировки развитие чувство ритма правило проведения горизонтальных и вертикальных линий
-
Аналитико-синтетическая деятельность (умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв)
Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять: количество элементов (сколько элементов составляет букву?); характеристику элементов (какие это элементы?); пространственное расположение элементов в букве.
-
Формирование элементарных графических навыков
упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.